Этой осенью в Москве традиционно проходит Фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Уже в восьмой раз служители муз страны привезли в столицу свои лучшие постановки. До завершения музыкального праздника еще почти два месяца, жителям нашего города предстоит увидеть много интересного, но хочу поделиться впечатлениями об одном уже свершившемся событии.
11 и 12 октября 2013 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана в рамках фестиваля «Видеть музыку» Государственный камерный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил редчайшее произведение - романтическую фантазию Жоржа Бизе «Иван Грозный» на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона.
Несомненно, имя Жоржа Бизе известно практически каждому, даже далекие от музыки люди часто напевают куплеты Эскамильо, хабанеру и другие мелодии из его оперы «Кармен», а имя своенравной цыганки скорее ассоциируется с этим произведение, чем с новеллой Мериме, которая легла в основу либретто. Меломаны хорошо знают и еще одно сочинение этого композитора – «Искателей жемчуга», но его ранняя опера «Иван Грозный» почти не ставилась в театрах мира.
Вот что сказано о недавней премьере на сайте театра:
«Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» первым в мире представляет некогда утерянную оперу великого французского композитора Жоржа Бизе с восстановленными частями партитуры. Творческая команда коллектива театра провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, что дало возможность представить публике считавшийся утерянным музыкальный шедевр».
Итак, о спектакле, состоявшемся 12 октября на сцене «Геликон-Оперы».
Режиссер-постановщик: Юрий Александров (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Александр Гойхман.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Хормейстер: Игорь Потоцкий.
Балетмейстер: Васил Панайотов.
Художник по свету: Азат Юлбарисов.
Видео-арт: Георгий Савельев.
Режиссер: Татьяна Карпачева.
Ответственный концертмейстер: Мария Чернышева.
В ролях:
Иван Грозный, царь - Владимир Целебровский (Заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мария, жена Ивана Грозного - Олеся Гордеева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга, сестра Ивана Грозного – Кристина Метелица (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юный Булгарин – Лариса Поминова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юрлов, боярин – Антон Морозов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Дочь Юрлова – Татьяна Краузе (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мамка – Елена Тихонова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Офицер - Леонтий Сальенский (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солдаты – Иосиф Пилиев (лауреат Международных конкурсов, бас), Валерий Каула (лауреат Международных конкурсов, бас);
Темрюк, черкесский князь – Александр Коряков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Игорь, его сын – Владислав Мазанкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Черкес – Дмитрий Уди (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тень матери Марии и Игоря – Изабэлла Базина (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Массовые сцены – артисты хора.
Постановку можно назвать классической, но, как всегда у Юрия Александрова, спектакль совершенно не скучный. Яркие декорации, роскошные костюмы, задумки режиссера прекрасно дополнили авторский материал и сделали французскую романтическую сказку более достоверной с точки зрения нашей истории.
В основе либретто лежит известный факт второй женитьбы Ивана Грозного на Марии Темрюковне (до крещения княжна Кученей), преображенный в красивую романтическую историю. А что еще нужно для оперы? Красивая музыка, любовь, страсти, интриги, страдания, месть, вероломство и редкий для жанра счастливый конец.
Солисты, хор и оркестр оставили незабываемые впечатления. Все и всё было уместно, по-настоящему профессионально. Достаточно сложный для исполнения музыкальный материал подавался так, как будто солистам это ничего не стоило, а главное – не помешало вжиться в образ до такой степени, что на сцене виртуозно пели не Владимир Целебровский, Олеся Гордеева, Кристина Метелица, Лариса Поминова, Антон Морозов, Александр Коряков, Владислав Мазанкин, а царь Иван Грозный, его жена Мария и сестра Ольга, юный Булгарин, боярин Юрлов, черкесский князь Темрюк и его сын Игорь.
Спектакль-восторг. К сожалению, в Москве его больше не увидеть, только жители Санкт-Петербурга могут выбрать для себя даты на афише своего театра, но есть прекрасный повод посетить нашу Северную столицу. Для желающих ссылка на официальный сайт театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
Марина Айриянц
Фотографии автора
11 и 12 октября 2013 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана в рамках фестиваля «Видеть музыку» Государственный камерный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил редчайшее произведение - романтическую фантазию Жоржа Бизе «Иван Грозный» на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона.
Несомненно, имя Жоржа Бизе известно практически каждому, даже далекие от музыки люди часто напевают куплеты Эскамильо, хабанеру и другие мелодии из его оперы «Кармен», а имя своенравной цыганки скорее ассоциируется с этим произведение, чем с новеллой Мериме, которая легла в основу либретто. Меломаны хорошо знают и еще одно сочинение этого композитора – «Искателей жемчуга», но его ранняя опера «Иван Грозный» почти не ставилась в театрах мира.
Вот что сказано о недавней премьере на сайте театра:
«Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» первым в мире представляет некогда утерянную оперу великого французского композитора Жоржа Бизе с восстановленными частями партитуры. Творческая команда коллектива театра провела колоссальную работу по поиску и реставрации нотного материала оперы, что дало возможность представить публике считавшийся утерянным музыкальный шедевр».
Итак, о спектакле, состоявшемся 12 октября на сцене «Геликон-Оперы».
Режиссер-постановщик: Юрий Александров (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Александр Гойхман.
Художник-постановщик: Вячеслав Окунев (Народный художник России).
Хормейстер: Игорь Потоцкий.
Балетмейстер: Васил Панайотов.
Художник по свету: Азат Юлбарисов.
Видео-арт: Георгий Савельев.
Режиссер: Татьяна Карпачева.
Ответственный концертмейстер: Мария Чернышева.
В ролях:
Иван Грозный, царь - Владимир Целебровский (Заслуженный артист Республики Карелия, лауреат Международных конкурсов, баритон);
Мария, жена Ивана Грозного - Олеся Гордеева (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Ольга, сестра Ивана Грозного – Кристина Метелица (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юный Булгарин – Лариса Поминова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Юрлов, боярин – Антон Морозов (лауреат Международных конкурсов, бас);
Дочь Юрлова – Татьяна Краузе (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Мамка – Елена Тихонова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Офицер - Леонтий Сальенский (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Солдаты – Иосиф Пилиев (лауреат Международных конкурсов, бас), Валерий Каула (лауреат Международных конкурсов, бас);
Темрюк, черкесский князь – Александр Коряков (лауреат Международных конкурсов, бас);
Игорь, его сын – Владислав Мазанкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Черкес – Дмитрий Уди (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Тень матери Марии и Игоря – Изабэлла Базина (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Массовые сцены – артисты хора.
Постановку можно назвать классической, но, как всегда у Юрия Александрова, спектакль совершенно не скучный. Яркие декорации, роскошные костюмы, задумки режиссера прекрасно дополнили авторский материал и сделали французскую романтическую сказку более достоверной с точки зрения нашей истории.
В основе либретто лежит известный факт второй женитьбы Ивана Грозного на Марии Темрюковне (до крещения княжна Кученей), преображенный в красивую романтическую историю. А что еще нужно для оперы? Красивая музыка, любовь, страсти, интриги, страдания, месть, вероломство и редкий для жанра счастливый конец.
Солисты, хор и оркестр оставили незабываемые впечатления. Все и всё было уместно, по-настоящему профессионально. Достаточно сложный для исполнения музыкальный материал подавался так, как будто солистам это ничего не стоило, а главное – не помешало вжиться в образ до такой степени, что на сцене виртуозно пели не Владимир Целебровский, Олеся Гордеева, Кристина Метелица, Лариса Поминова, Антон Морозов, Александр Коряков, Владислав Мазанкин, а царь Иван Грозный, его жена Мария и сестра Ольга, юный Булгарин, боярин Юрлов, черкесский князь Темрюк и его сын Игорь.
Спектакль-восторг. К сожалению, в Москве его больше не увидеть, только жители Санкт-Петербурга могут выбрать для себя даты на афише своего театра, но есть прекрасный повод посетить нашу Северную столицу. Для желающих ссылка на официальный сайт театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
Марина Айриянц
Фотографии автора