Сегодня едва ли не каждый магазин, торгующий бижутерией, предлагает в своем богатом ассортименте различные воротники. В наши дни это уже не только неотъемлемая часть одежды, но и самостоятельный аксессуар, живущий полной жизнью и эффектно дополняющий образы модных барышень. В старину это были куда менее удобные, но совершенно необходимые изделия, а носить их могли себе позволить исключительно представители высших сословий.
Горгера, голилья, лечугилья, мельничный жернов, жабо, горжетка… Как вы думаете, что это такое? Так называли воротники и другие декоративные элементы костюма, которые носились на шее или грудной клетке, в разных странах Западной Европы.
Старинные воротники имели преимущественно круглую форму, сырьем для них становились кружева или туго накрахмаленные материи. Изделия должны были плотно обволакивать шею. Носить их могла лишь высшая знать. Включение этого элемента в гардероб было сопряжено с дискомфортом. Изделия в значительной степени сокращали носившим их дамам и господам угол обзора, сковывали движения и мешали комфортно есть. Благодаря неудобным воротникам высокородные женщины постоянно были вынуждены держать спину прямо. Хоть немного согнуться в подобном костюме было бы затруднительно. Принимать пищу получалось только небольшими кусками, зачастую с использованием столовых приборов. Соответственно, можно увидеть, как банальное веяние моды привело к установлению жестких правил придворного этикета, которые позднее стали практиковаться в дипломатических и иных элитных кругах.
О том, как и откуда появились воротники, сложено немало легенд и преданий. Большинство историков моды сходится во мнении, что родоначальницей этого предмета гардероба стала некая знатная испанская дама, обладавшая некрасивой шеей. Желая прикрыть эту часть своего тела, она обматывала вокруг несколько слоев белоснежной кружевной материи. В подобных воротниках щеголяли придворные испанского короля Филиппа II. В наши дни костюмы, дополненные модным аксессуаром эпохи Ренессанса можно увидеть не только на многочисленных картинах, но и в современном театре. Так, в Большом уже более десяти сезонов идет постановка оперы Дж.Верди «Дон Карлос», где знатные герои (а это как раз упомянутый выше монарх, его сын и придворная аристократия) носят роскошные костюмы, дополненные горгерами, голильями и другими формами воротников.
Горгера являет собой эволюцию рюшей, которыми ранее было принято украшать горловину рубахи или сорочки. К середине XVI века на европейских воротниках появились трубчатые складки, а сами они были открыты, однако уже к 1570 году изделие должно было плотно замыкаться вокруг благородной шеи. Диаметр окружности ворота достигал 25-30 см, а с течением времени эти размеры увеличивались. Постепенно изделия приобрели неофициальное название «мельничный жернов» или «колесо телеги».
Подкладом для горгеры служил еще один устоявшийся тип западноевропейского воротника – голилья, который делался на плотном каркасе. Позднее это изделие стало самостоятельным и пользовалось столь же значительной популярностью. Пик моды на голильи пришелся на первую половину XVII века и продлился недолго. Причиной стал высочайший дискомфорт, с которым была сопряжена носка таких воротников: в них почти невозможно было повернуть голову к собеседнику.
На изготовление одного дворянского воротника уходило несколько метров тончайшего полотна или кружев. Позволить себе настолько дорогое удовольствие могли лишь самые состоятельные и родовитые жители европейских стран.
Постепенно поверхность кружев, предназначенных для воротов, становилась все более тонкой, деликатной и ажурной. Изделия, таким образом, было носить все более приятно и комфортно. С течением времени менялся характер узоров, которые плели умелые руки мастериц-виртуозов. Кроме того, постепенно расширялась цветовая палитра воротников: если первоначально они были строго белыми, то позднее стали попадаться красные, розовые, синие, зеленые, черные, золотые, серебряные и многие другие оттенки.
К середине XVII века испанский король Филипп V запретил ношение горгеры. Причиной стали значительные проблемы со здоровьем у множества подданных короны. Поскольку они все время были стянуты неудобным воротником, то постоянно испытывали проблемы с дыханием.
Будучи неудобным и непрактичным изделием, старинный воротник навсегда закрепил за собой статус бесполезного аксессуара, символа богатства, знатного происхождения и принадлежности к элите.
Следующим этапом в истории моды стало появление отложного воротника. Первой страной, где возникли подобные изделия, была Германия. Позднее новинка стремительно завоевала популярность у представителей разных слоев общества.
С течением времени воротники перестали быть уделом исключительно родовитых и состоятельных граждан и подданных. Постепенно изящные дополнения к одежде, изготовленные из кружев, пике, батиста и других деликатных материалов появились в гардеробах людей с куда более скромными финансовыми возможностями.
Многие современные люди с детских лет сталкивались с необходимостью носить воротник и заботиться о его чистоте и аккуратности. Речь идет о советской школьной форме, к которой ежедневно пристегивались свежие ворот и манжеты. Если цвета форменных платьев и фартука у всех были одинаковые, то изящные кружевные нашивки у каждой девочки были свои. Многим посчастливилось носить предметы ручного труда – их ткали мамы или бабушки школьниц.
В настоящее время современные вариации на тему старинных воротников носят исключительно представители церковной западноевропейской знати. Разумеется, диаметр этих изделий значительно меньше, они не сковывают движений, не мешают нормально общаться и ориентироваться в пространстве.
Модницы разных возрастов с огромным удовольствием носят особенные украшения – колье, выполненные в виде отложных воротников, которые носятся на шее, не соприкасаясь с одеждой. Об этом модном современном аксессуаре расскажу в отдельной публикации.
Ольга Пурчинская
Горгера, голилья, лечугилья, мельничный жернов, жабо, горжетка… Как вы думаете, что это такое? Так называли воротники и другие декоративные элементы костюма, которые носились на шее или грудной клетке, в разных странах Западной Европы.
Старинные воротники имели преимущественно круглую форму, сырьем для них становились кружева или туго накрахмаленные материи. Изделия должны были плотно обволакивать шею. Носить их могла лишь высшая знать. Включение этого элемента в гардероб было сопряжено с дискомфортом. Изделия в значительной степени сокращали носившим их дамам и господам угол обзора, сковывали движения и мешали комфортно есть. Благодаря неудобным воротникам высокородные женщины постоянно были вынуждены держать спину прямо. Хоть немного согнуться в подобном костюме было бы затруднительно. Принимать пищу получалось только небольшими кусками, зачастую с использованием столовых приборов. Соответственно, можно увидеть, как банальное веяние моды привело к установлению жестких правил придворного этикета, которые позднее стали практиковаться в дипломатических и иных элитных кругах.
О том, как и откуда появились воротники, сложено немало легенд и преданий. Большинство историков моды сходится во мнении, что родоначальницей этого предмета гардероба стала некая знатная испанская дама, обладавшая некрасивой шеей. Желая прикрыть эту часть своего тела, она обматывала вокруг несколько слоев белоснежной кружевной материи. В подобных воротниках щеголяли придворные испанского короля Филиппа II. В наши дни костюмы, дополненные модным аксессуаром эпохи Ренессанса можно увидеть не только на многочисленных картинах, но и в современном театре. Так, в Большом уже более десяти сезонов идет постановка оперы Дж.Верди «Дон Карлос», где знатные герои (а это как раз упомянутый выше монарх, его сын и придворная аристократия) носят роскошные костюмы, дополненные горгерами, голильями и другими формами воротников.
Горгера являет собой эволюцию рюшей, которыми ранее было принято украшать горловину рубахи или сорочки. К середине XVI века на европейских воротниках появились трубчатые складки, а сами они были открыты, однако уже к 1570 году изделие должно было плотно замыкаться вокруг благородной шеи. Диаметр окружности ворота достигал 25-30 см, а с течением времени эти размеры увеличивались. Постепенно изделия приобрели неофициальное название «мельничный жернов» или «колесо телеги».
Подкладом для горгеры служил еще один устоявшийся тип западноевропейского воротника – голилья, который делался на плотном каркасе. Позднее это изделие стало самостоятельным и пользовалось столь же значительной популярностью. Пик моды на голильи пришелся на первую половину XVII века и продлился недолго. Причиной стал высочайший дискомфорт, с которым была сопряжена носка таких воротников: в них почти невозможно было повернуть голову к собеседнику.
На изготовление одного дворянского воротника уходило несколько метров тончайшего полотна или кружев. Позволить себе настолько дорогое удовольствие могли лишь самые состоятельные и родовитые жители европейских стран.
Постепенно поверхность кружев, предназначенных для воротов, становилась все более тонкой, деликатной и ажурной. Изделия, таким образом, было носить все более приятно и комфортно. С течением времени менялся характер узоров, которые плели умелые руки мастериц-виртуозов. Кроме того, постепенно расширялась цветовая палитра воротников: если первоначально они были строго белыми, то позднее стали попадаться красные, розовые, синие, зеленые, черные, золотые, серебряные и многие другие оттенки.
К середине XVII века испанский король Филипп V запретил ношение горгеры. Причиной стали значительные проблемы со здоровьем у множества подданных короны. Поскольку они все время были стянуты неудобным воротником, то постоянно испытывали проблемы с дыханием.
Будучи неудобным и непрактичным изделием, старинный воротник навсегда закрепил за собой статус бесполезного аксессуара, символа богатства, знатного происхождения и принадлежности к элите.
Следующим этапом в истории моды стало появление отложного воротника. Первой страной, где возникли подобные изделия, была Германия. Позднее новинка стремительно завоевала популярность у представителей разных слоев общества.
С течением времени воротники перестали быть уделом исключительно родовитых и состоятельных граждан и подданных. Постепенно изящные дополнения к одежде, изготовленные из кружев, пике, батиста и других деликатных материалов появились в гардеробах людей с куда более скромными финансовыми возможностями.
Многие современные люди с детских лет сталкивались с необходимостью носить воротник и заботиться о его чистоте и аккуратности. Речь идет о советской школьной форме, к которой ежедневно пристегивались свежие ворот и манжеты. Если цвета форменных платьев и фартука у всех были одинаковые, то изящные кружевные нашивки у каждой девочки были свои. Многим посчастливилось носить предметы ручного труда – их ткали мамы или бабушки школьниц.
В настоящее время современные вариации на тему старинных воротников носят исключительно представители церковной западноевропейской знати. Разумеется, диаметр этих изделий значительно меньше, они не сковывают движений, не мешают нормально общаться и ориентироваться в пространстве.
Модницы разных возрастов с огромным удовольствием носят особенные украшения – колье, выполненные в виде отложных воротников, которые носятся на шее, не соприкасаясь с одеждой. Об этом модном современном аксессуаре расскажу в отдельной публикации.
Ольга Пурчинская