Богема (от франц. boheme, букв. - цыганщина) - не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.
С 28 сентября по 2 октября 2022 года в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана проходят премьерные показы новой постановки одной из самых любимых в мире опер – «Богемы» Джакомо Пуччини, рожденной в 1896 году. Литературный источник не менее знаменит и почитаем – роман французского писателя и поэта Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» стал источником вдохновения нескольких композиторов и драматургов, творящих в разных жанрах, а полет фантазии режиссеров, берущихся за постановки бесконечен.
«Богема» значится в репертуаре практически всех музыкальных театрах Москвы, постановки разные, но все пользуются популярностью, ведь Джакомо Пуччини «сам себе режиссер». Его музыка полна драматизма и ведет артистов, а за ними и зрителей по Латинскому кварталу Парижа, погружает в жизнь бедной творческой молодежи, заставляет сопереживать героям. Я с нетерпением ожидала премьеру этой оперы в «Геликоне», радующем театралов-меломанов нестандартными интересными постановками уже свыше 30-ти лет, а в этот раз спектакль ставили сразу четыре молодых режиссера.
26 сентября «Богему» показали журналистам. Сначала об авторах и исполнителях:
Художественный руководитель и автор проекта: Дмитрий Бертман (Народный артист России).
Дирижер-постановщик: Филипп Селиванов.
Творческий куратор проекта: Ростислав Протасов (Заслуженный работник культуры России).
Режиссеры-постановщики: Елизавета Корнеева, Дмитрий Отяковский, Михаил Сабелев, Ляйсан Сафаргулова.
Хормейстер: Евгений Ильин (Заслуженный артист России).
Хореограф: Ксения Лисанская.
Художник-сценограф: Ирина Сид.
Художники по костюмам: Федор Арзипов, Елизавета Холмушина.
Художник по гриму: Наталья Блинкова.
Художник по свету: Максим Греллер.
В ролях:
Рудольф, поэт: Шота Чибиров (тенор);
Марсель, художник: Максим Перебейнос (баритон);
Шонар, музыкант: Александр Бокарев (баритон);
Коллен, философ: Григорий Соловьев (бас);
Бенуа / Альциндор: Сергей Топтыгин (Заслуженный артист России, бас);
Мими: Елизавета Кулагина (сопрано);
Мюзетта: Юлия Щербакова (сопрано);
Парпиньоль: Михаил Серышев (тенор);
Таможенный сержант: Алексей Егоров (бас);
Горожане, гризетки, студенты, торговцы, офицеры, солдаты: артисты хора;
Мальчики, девочки: артисты детского хора академического музыкального училища при МГК имени П.И.Чайковского под управлением Заслуженного работника культуры России Марины Цатурян;
Оркестр театра «Геликон-Опера».
Соло в оркестре:
Наталия Чумаева (флейта);
Валерий Калашников (гобой);
Филипп Мархвинский (кларнет);
Елена Железина (скрипка, первый пульт);
Александр Майоров (скрипка, первый пульт);
Павел Макеев (альт);
Виктор Козодов (Заслуженный артист России, виолончель).
Сценическая банда:
Дарья Галочкина (флейта-пикколо);
Дарья Милованова (труба);
Сергей Самсонов (труба);
Ксения Красавина (малый барабан).
Теперь о действе. Каждый из четырех режиссеров ставил один из четырех актов спектакля. Получилось четыре новеллы, связанные общей сюжетной линией. Несмотря на целостность постановки ощущался характер и творческий взгляд на произведение разных режиссеров. «Богема» всегда вне времени: сменяются эпохи, обстоятельства, политика, государственный строй, внедряются высокие технологии, но творческая молодежь остается прежней - со своими проблемами, стремлениями, любовью, мечтами, желаниями и трудностями в достижении цели. Они живут настоящим, считают себя талантливыми людьми, пишут картины, стихи, поэмы, романы, пьесы, музыку, размышляют на философские темы, хитрят, выкручиваются, но совершенно не готовы работать. Эти обаятельные бездельники перебиваются случайными заработками, то кутят в дружеской компании, покупают подарки подругам, то голодают и умирают от холода. Они могут любить, сгорать от страсти и ревности, но совершенно не готовы брать на себя ответственность за близкого человека. Так поэт Рудольф предпочитает расстаться с заболевшей нежной и хрупкой Мими, понимая, что ей необходимо теплое жилье, одежда, хорошее питание, врач и лекарства. На все это нужны немалые деньги, его шедевры не продаются, а работать он не хочет, ему лень даже писать статьи в газету. Художник Марсель, чтобы угодить любимой, устроился малевать вывески, но и его не хватило надолго.
В литературном источнике Анри Мюрже показал, что юные таланты прекрасно живут и здравствуют до тех пор, пока у них не появляются девушки. Подругам нужно дарить подарки, снимать отдельное жилье, а не делить комнату в мансарде с тремя-четырьмя приятелями. В общем, жизнь кардинально меняется, а к этому очаровательные инфантильные гении совершенно не готовы.
Немного о сценографии. Она несколько неожиданная. Вы не попадете в Париж второй половины XIX века, как это принято в классических постановках, не окажетесь там и во времена «Праздника, который всегда с тобой», как это случается в более современных. Ни место, ни время четко не обозначены. Париж угадывается только из либретто, там классический текст (причем, с прекрасным переводом), остались и Латинский квартал, и кафе Момюс. Правда, обстановка в самом театре вполне парижская – пресс волл в стиле Ренуара с некоторыми веселыми современными вкраплениями, выставка в фойе, «богемные» коктейль и мороженое в театральном буфете, превратившемся на время в импровизированное вышеупомянутое кафе.
А теперь о главном. Прекрасное музыкальное решение, незабываемое исполнение сгладило все шероховатости постановки. Это был настоящий Пуччини. Оркестр под управлением Филиппа Селиванова красиво и доходчиво рассказывал зрителям всеми любимую историю, которую с его помощью виртуозно показали солисты и хор. Голоса артистов завораживали.
Четверка друзей – Рудольф, Марсель, Шонар и Коллен, их очаровательные подруги Мими и Мюзетта заставили всех неравнодушных зрителей сопереживать им, любить и страдать вместе с ними, и не удивительно, что в конце спектакля многие в зале не смогли сдержать слезы.
Марина Айриянц
Фотографии автора