Прежде чем перейти к вкладу госпожи де Помпадур в мир моды и искусства, я постараюсь максимально кратко и вместе с тем максимально полно познакомить вас с миниатюрной женщиной, про которую герцог Шуазель, близкий друг главной героини нашей статьи, сказал: «история против нее, но за нее искусство».
В 1745 году на балу к Людовику XV подошла изящная, двадцатитрёхлетняя девушка. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но она скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок. Это была Жанна-Антуанетта Пуассон, будущая маркиза де Помпадур. Она родилась благодаря невинной шалости парижской проститутки и лакея. Людовик XV был впечатлён красивой и умной девушкой, и через некоторое время она стала его фавориткой.
Благодаря утончённому вкусу в одежде маркиза стала законодательницей французской моды VIII века. До мадам де Помпадур женское платье было чересчур тяжёлым: оно состояло из двух юбок, причём нижняя держалась на каркасе из металлических обручей. Также тяжёлую во всех смыслах участь светской дамы ухудшало огромное количество складок и оборок, придававших пышность и оббьем женскому костюму, и, конечно же, всем известная «пытка во имя моды» – корсет. Будучи фавориткой, маркиза внесла внушительные перемены как в женский, так и в мужской костюм. Маркиза любила танцевать на балах, но описанные выше элементы платья (которые по суммарному весу иногда достигали 10 килограммов!) значительно затрудняли передвижение, и маркиза облегчила наряд, избавив его от складок и оборок, убрав металлический каркас. Все эти изменения повлияли на внешний вид платьев того времени: они стали более облегающими и лёгкими, чем напоминали английскую моду VIII века.
Также не стоит забывать о таком новшестве в моде маркизы, как каблук, посредством которого Помпадур восполняла свой низкий рост (137 см). Высота каблука варьировалась от 8 до 12 сантиметров. Вскоре, туфли с каблуком появились в гардеробах не только французских, но и европейских модниц того времени.
Особенно маркиза де Помпадур поражала весь французский свет своими напудренными и необычайно искусно зачёсанными назад волосами. Одной из интересных особенностей этого произведения искусства было то, что благодаря изящному движению руки можно было изменить её форму и сохранить пышность и объём волос, зачёсанных назад. Эта причёска называется «Помпадур» в честь сегодняшней гостьи нашего журнала, несравненной Жанны-Антуанетты. Причём с гибелью маркизы мода на причёску не сошла на нет. Даже наоборот! В конце VIII века дамы сооружают на своей голове настоящие дворцы (высотой под 6 метров!), исторические битвы, эпизоды из любимых романов. Такие причёски часто символизировали главные события дня – будь то победа на войне или дипломатический успех Франции, выход в свет нового литературного произведения или философского трактата.
Вклад маркизы де Помпадур в моду огромен: такие знаменитые дизайнеры как Джон Гальяно, Джанфранко Ферре и Карл Лагерфельд неоднократно использовали элементы её костюмов для создания своей собственной коллекции, а Вивьен Вествуд, одна из основоположниц стиля панк в моде, примеряла на себя и на моделей причёску «Помпадур».
Андрей Галяткин
В 1745 году на балу к Людовику XV подошла изящная, двадцатитрёхлетняя девушка. Король заинтересовался ее остроумным разговором, но она скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами носовой платок. Это была Жанна-Антуанетта Пуассон, будущая маркиза де Помпадур. Она родилась благодаря невинной шалости парижской проститутки и лакея. Людовик XV был впечатлён красивой и умной девушкой, и через некоторое время она стала его фавориткой.
Благодаря утончённому вкусу в одежде маркиза стала законодательницей французской моды VIII века. До мадам де Помпадур женское платье было чересчур тяжёлым: оно состояло из двух юбок, причём нижняя держалась на каркасе из металлических обручей. Также тяжёлую во всех смыслах участь светской дамы ухудшало огромное количество складок и оборок, придававших пышность и оббьем женскому костюму, и, конечно же, всем известная «пытка во имя моды» – корсет. Будучи фавориткой, маркиза внесла внушительные перемены как в женский, так и в мужской костюм. Маркиза любила танцевать на балах, но описанные выше элементы платья (которые по суммарному весу иногда достигали 10 килограммов!) значительно затрудняли передвижение, и маркиза облегчила наряд, избавив его от складок и оборок, убрав металлический каркас. Все эти изменения повлияли на внешний вид платьев того времени: они стали более облегающими и лёгкими, чем напоминали английскую моду VIII века.
Также не стоит забывать о таком новшестве в моде маркизы, как каблук, посредством которого Помпадур восполняла свой низкий рост (137 см). Высота каблука варьировалась от 8 до 12 сантиметров. Вскоре, туфли с каблуком появились в гардеробах не только французских, но и европейских модниц того времени.
Особенно маркиза де Помпадур поражала весь французский свет своими напудренными и необычайно искусно зачёсанными назад волосами. Одной из интересных особенностей этого произведения искусства было то, что благодаря изящному движению руки можно было изменить её форму и сохранить пышность и объём волос, зачёсанных назад. Эта причёска называется «Помпадур» в честь сегодняшней гостьи нашего журнала, несравненной Жанны-Антуанетты. Причём с гибелью маркизы мода на причёску не сошла на нет. Даже наоборот! В конце VIII века дамы сооружают на своей голове настоящие дворцы (высотой под 6 метров!), исторические битвы, эпизоды из любимых романов. Такие причёски часто символизировали главные события дня – будь то победа на войне или дипломатический успех Франции, выход в свет нового литературного произведения или философского трактата.
Вклад маркизы де Помпадур в моду огромен: такие знаменитые дизайнеры как Джон Гальяно, Джанфранко Ферре и Карл Лагерфельд неоднократно использовали элементы её костюмов для создания своей собственной коллекции, а Вивьен Вествуд, одна из основоположниц стиля панк в моде, примеряла на себя и на моделей причёску «Помпадур».
Андрей Галяткин