Талантливый человек талантлив во всем. Банально, не правда ли? Но это высказывание максимально точно характеризует многих людей, чья жизнь тесно связана с творчеством, а деятельность – с Прекрасным. Например, Владимира Преображенского – музыканта, лидера группы «Бостонское чаепитие», создателя уникального фестиваля искусств «Бархатное подполье», пресс-секретаря Гильдии ювелиров России и Ювелирного Дома «Эстет» (и прочее, прочее, прочее). В следующем году уникальное течение в культурной жизни столицы отметит 10-летний юбилей.
Мы поговорили с Владимиром о прошлом, настоящем и будущем, о достижениях и планах, об Изысканном и Прекрасном. И о многом другом.
- Владимир, расскажите, пожалуйста, о Вашем фестивале «Бархатное подполье».
- Это удивительный мир, доступный не всем. «Бархатное подполье» - фестиваль для избранных, для тех, кто исповедует идею «искусства для искусства», то есть искусства, которое живет по своим собственным законом, а не нацелено на то, чтобы вести куда-то «народные массы», совершать революции, «стимулировать продажи» и т.д. Это искусство живет по законам Красоты, утонченности, изысканности, оно по-своему капризно и прихотливо и не обязано быть понятным всем. А Художник призван творить, не оглядываясь на публику. К слову сказать, такое искусство никогда в России не приветствовалось, ни во времена Лескова, ни во времена Игоря Северянина, хотя того и объявили в начале прошлого века «королем поэтов». В советское время тем более любое искусство, не нацеленное на то, чтобы воспевать руководящую и направляющую линию «партии и правительства» и высокие коммунистические идеалы (к которым я, к слову, отношусь с большой симпатией), признавалось совершенно бесполезным и даже вредным. Потом, как мы знаем, в России наступили времена дикого капитализма. «Мне страшней Рембо из Тамбова, чем Рембо из Айовы», - писал об этих временах замечательный поэт Илья Кормильцев. Какое уж тут искусство для искусства! Все было выставлено на продажу. А дельцы от искусства немедленно стали внедрять идею о том, что чем художник «успешнее», тем он и талантливее, что, конечно, полная чушь.
И вот уже десять лет движение «Бархатное подполье», ставшее своеобразной субкультурой и захватившее не только Москву, но и другие города, объединяет музыкантов, поэтов, танцоров и других творческих людей, которым близки идеи эстетизма, декаданса, эскапизма и неодендизма. Сначала проходили полномасштабные фестивали, но потом я стал проводить декадентские салоны – более камерные, совсем для избранных. Этой весной «Бархатное подполье» посетили легенда советского кино Светлана Светличная, Народный артист России актер Евгений Герчаков, режиссер Андрей Житинкин. Ранее у нас в гостях были и другие известные люди: историк моды Александр Васильев, поэты Владимир Вишневский, Виктор Пенелягрэ, Андрей Добрынин, актриса Елена Захарова и многие другие. То есть, с одной стороны, узок круг тех, кто посещает «Бархатное подполье», с другой стороны, как мы видим, достаточно широк. Помню, первый салон прошел в старинном особняке, при свечах, его смогли посетить (в соответствии с установленным мной ограничением) всего 20 человек, причем люди при этом приехали из Тольятти, Киева и других городов. А пересказывать то, что творится внутри салона «Бархатное подполье», наверно бессмысленно. Это утопия, это фантазия, это утонченная мечта о богемном мире, воплотившаяся в реальности.
- Гостями и участниками фестиваля в разные годы становились яркие, талантливые личности, имена которых давно известны в широких кругах. А были ли среди них молодые таланты, для которых «Бархатное подполье» стало стартовой площадкой для дальнейшей карьеры и постоянного творческого роста?
Конечно же, «Бархатное подполье» многим открыло дорогу и, по крайней мере, стало значительной вехой в их карьере. Не буду называть отдельные имена, скажу только, что на «Бархатное подполье» сложилось немало творческих альянсов: из последних – группа Absent Sunday и танцовщица Кристабель Отэм, поэт Сергей Зхус и очаровательная актриса Лали. Критерий отбора артистов для участия в «Бархатном подполье» прост: мне не важны звания, какие-то награды, степень «раскрученности», медийности и прочая мишура. Мне важен высокий творческий уровень и соответствие идеям куртуазного декаданса и эстетизма. Поэтому прежде, чем отправлять заявку на участие, настоятельно рекомендую всем творческим людям подробно изучить наш сайт www.barhat-art.ru
- Группа «Бостонское чаепитие», лидером которой Вы являетесь, в первое десятилетие XXI века сформировала моду на неодекаданс, став, по сути, автором и идейным вдохновителем фестиваля «Бархатное подполье». В то же время, слушая репертуар коллектива, сталкиваешься с мыслью, что это – далеко не единственное направление его творчества. А как бы Вы определили основные векторы деятельности группы и жанры, в которых она работает?
- Конечно же, одним куртуазным декадансом и эстетизмом «Бостонское чаепитие», существующее с 2000 года, не исчерпывается. Это настоящая творческая лаборатория, и мы можем свободно скользить по стилям и жанрам. Два вышедших альбома группы «Бостонское чаепитие» - «Шпионы гламура» (2009 г.) и «Татуированная роза» (2012) во многом воплотили как раз идеи «Бархатного подполья», а композиция «Последнее танго в Париже», как, собственно, и заглавная «Шпионы гламура», стали своего рода гимнами и визитной карточкой движения «бархатных». К таким же ключевым композициям, отражающим эстетику «Бархатного подполья», можно отнести и песни «Новый эскапизм» (кстати, первая песня в России про интернет), «Тонкие сигареты», «Девушка, читающая Фаулза». При этом в альбоме «Татуированная роза» усилились черты готики и дарк-кабаре, о чем свидетельствуют композиции «Безумный художник», «Вампирская любовь», «Офелия» . Но есть у нас и корпус песен, так скажем, социально-философских, в традициях, можно сказать, «русского рока». Это «Норд-ост», «Твой ласковый фюрер», «Что-то не так», «Слушая голос ветра». Периодически мы их исполняем на концертах, но пока ни в один альбом они не вошли. А кроме того, есть и корпус песен совсем медитативно-лиричных, фактически в стиле нью-эйдж. Если будет возможность, с удовольствием записал бы эти песни с ансамблем японских или китайских народных инструментов. Туда непременно вошел бы, конечно, и «Новый эскапизм». Ну и совсем недавний опыт – танцевальная композиция «Саи-Баба», способная стать настоящим гимном дауншифтинга, хотя песня-то с двойным дном…
- В следующем году фестиваль «Бархатное подполье» отметит 10-летний юбилей. К знаковой дате Вы планируете выпуск книги, посвященной этому явлению в отечественной культурной жизни. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее.
- Спасибо за вопрос! Действительно, за 10-летнюю история фестиваля «Бархатное подполье» было столько всего интересного и необычного, что объединить все это в книгу, причем написанную сразу несколькими непосредственными участниками событий – показалось задачей увлекательной, интересной и интригующей. В настоящий момент работа над книгой уже начата. «Бархатное подполье» - это живой организм, каждый фестиваль либо салон был непохож на предыдущий, сменялись артисты, площадки проведения мероприятия, неизменным оставался сам «бархатный» дух. Много было интриг, закулисных историй, случаев курьезных и драматичных, которые в целом складываются в некую летопись, пожалуй, самой молодой субкультуры, которая родилась на наших глазах в 2005 году. Это – «Бархатное подполье». Часть книги, конечно же, напишу я, а соавторами станут российская королева бурлеска Ляля Бежецкая, поэт Сергей Зхус, модель, фотограф и журналист Мария Рунова, актриса Лали Ревункова и многие другие. В книгу будут включены также многочисленные статьи и репортажи, посвященные «Бархатному подполью». Ну а сюжеты, которые сняли про нас Первый канал, «Культура», ТНТ и др., можно уже сейчас посмотреть на сайте. В книгу будут включены редкие фотографии, афиши, черновики, относящиеся к истории этого интереснейшего художественного течения. Мы будем рады всем, кто поможет нам в осуществлении этого проекта.
- Какие еще мероприятия планируются в рамках юбилея «Бархатного подполья»?
- Я думаю, будут новые декадентские салоны, которые постоянно развиваются, дополняются новыми элементами: сегодня наряду с музыкой, поэзией, театром – ретро-макияж, китайская каллиграфия, салонные игры. В голове у меня еще много идей, но не всегда существующие театральные и концертные площадки могут быть приспособлены для них. Задуман сейчас и еще один проект - по продвижению очень актуального музыкально-театрального направления. Пока не раскрываю всех карт, но думаю, многие воспримут эту новую идею с восторгом. Кроме того, в 2015 году исполнится и 15 лет группе «Бостонское чаепитие», и как следствие, конечно же, будет юбилейный концерт. Постараемся собрать всех, кто когда-либо был причастен к жизни группы.
Я думаю, мы проведем и серию мероприятий, связанных с книгой, посвященной «Бархатному подполью». Возможно, это будет не только презентация, но и мастер-классы, интересные «круглые столы», кинопоказы и т.д.
- Насколько мне известно, Вы занимаетесь не только «Бархатным подпольем», при взгляде на список Ваших дел и интересов вспоминается вопрос героини Одри Хепберн: «И это все – Вы один?». Хотелось бы узнать о разных видах Вашей «деятельности «из первых уст».
- Официальная, титульная сторона моей жизни вот уже несколько лет связана с ювелирным искусством. Я являюсь пресс-секретарем «Гильдии ювелиров России» и Ювелирного дома «Эстет», арт-директором международной недели моды Estet Fashion Week и редактором одноименного сайта, а также обозревателем журнала «Эстет». Однако «десертом», любимыми детищами для меня остаются, конечно же, Движение «Бархатное подполье» и группа «Бостонское чаепитие».
- Как, на Ваш взгляд, сочетается фестиваль «Бархатное подполье» с модой и ювелирным искусством?
И то, и другое воспевает красоту, причем в ее утонченном, изысканном виде. Когда я пришел работать в Ювелирный дом «Эстет», не скрою, что «купился» на бренд, и слово «эстет», конечно же, не могло не отозваться в моем сердце. Потом я увидел первый номер журнала «Эстет», а уже во втором была статья, посвященная мне. Однако мне захотелось, разумеется, самому писать для этого замечательного издания, что я и начал делать.
Мне импонирует, что философия Ювелирного дома «Эстет» направлена на то, чтобы видеть в ювелирном украшении прежде всего произведение искусства и стремиться к созданию именно таких изделий. Таким образом, все, что я делаю, надеюсь, подчинено стремлению к высоким идеалам эстетизма, красоты и гармонии. Хотя формы выражения, конечно же, могут быть самые разнообразные.
Беседовала Ольга Пурчинская
Фотографии предоставлены Владимиром Преображенским
Мы поговорили с Владимиром о прошлом, настоящем и будущем, о достижениях и планах, об Изысканном и Прекрасном. И о многом другом.
- Владимир, расскажите, пожалуйста, о Вашем фестивале «Бархатное подполье».
- Это удивительный мир, доступный не всем. «Бархатное подполье» - фестиваль для избранных, для тех, кто исповедует идею «искусства для искусства», то есть искусства, которое живет по своим собственным законом, а не нацелено на то, чтобы вести куда-то «народные массы», совершать революции, «стимулировать продажи» и т.д. Это искусство живет по законам Красоты, утонченности, изысканности, оно по-своему капризно и прихотливо и не обязано быть понятным всем. А Художник призван творить, не оглядываясь на публику. К слову сказать, такое искусство никогда в России не приветствовалось, ни во времена Лескова, ни во времена Игоря Северянина, хотя того и объявили в начале прошлого века «королем поэтов». В советское время тем более любое искусство, не нацеленное на то, чтобы воспевать руководящую и направляющую линию «партии и правительства» и высокие коммунистические идеалы (к которым я, к слову, отношусь с большой симпатией), признавалось совершенно бесполезным и даже вредным. Потом, как мы знаем, в России наступили времена дикого капитализма. «Мне страшней Рембо из Тамбова, чем Рембо из Айовы», - писал об этих временах замечательный поэт Илья Кормильцев. Какое уж тут искусство для искусства! Все было выставлено на продажу. А дельцы от искусства немедленно стали внедрять идею о том, что чем художник «успешнее», тем он и талантливее, что, конечно, полная чушь.
И вот уже десять лет движение «Бархатное подполье», ставшее своеобразной субкультурой и захватившее не только Москву, но и другие города, объединяет музыкантов, поэтов, танцоров и других творческих людей, которым близки идеи эстетизма, декаданса, эскапизма и неодендизма. Сначала проходили полномасштабные фестивали, но потом я стал проводить декадентские салоны – более камерные, совсем для избранных. Этой весной «Бархатное подполье» посетили легенда советского кино Светлана Светличная, Народный артист России актер Евгений Герчаков, режиссер Андрей Житинкин. Ранее у нас в гостях были и другие известные люди: историк моды Александр Васильев, поэты Владимир Вишневский, Виктор Пенелягрэ, Андрей Добрынин, актриса Елена Захарова и многие другие. То есть, с одной стороны, узок круг тех, кто посещает «Бархатное подполье», с другой стороны, как мы видим, достаточно широк. Помню, первый салон прошел в старинном особняке, при свечах, его смогли посетить (в соответствии с установленным мной ограничением) всего 20 человек, причем люди при этом приехали из Тольятти, Киева и других городов. А пересказывать то, что творится внутри салона «Бархатное подполье», наверно бессмысленно. Это утопия, это фантазия, это утонченная мечта о богемном мире, воплотившаяся в реальности.
- Гостями и участниками фестиваля в разные годы становились яркие, талантливые личности, имена которых давно известны в широких кругах. А были ли среди них молодые таланты, для которых «Бархатное подполье» стало стартовой площадкой для дальнейшей карьеры и постоянного творческого роста?
Конечно же, «Бархатное подполье» многим открыло дорогу и, по крайней мере, стало значительной вехой в их карьере. Не буду называть отдельные имена, скажу только, что на «Бархатное подполье» сложилось немало творческих альянсов: из последних – группа Absent Sunday и танцовщица Кристабель Отэм, поэт Сергей Зхус и очаровательная актриса Лали. Критерий отбора артистов для участия в «Бархатном подполье» прост: мне не важны звания, какие-то награды, степень «раскрученности», медийности и прочая мишура. Мне важен высокий творческий уровень и соответствие идеям куртуазного декаданса и эстетизма. Поэтому прежде, чем отправлять заявку на участие, настоятельно рекомендую всем творческим людям подробно изучить наш сайт www.barhat-art.ru
- Группа «Бостонское чаепитие», лидером которой Вы являетесь, в первое десятилетие XXI века сформировала моду на неодекаданс, став, по сути, автором и идейным вдохновителем фестиваля «Бархатное подполье». В то же время, слушая репертуар коллектива, сталкиваешься с мыслью, что это – далеко не единственное направление его творчества. А как бы Вы определили основные векторы деятельности группы и жанры, в которых она работает?
- Конечно же, одним куртуазным декадансом и эстетизмом «Бостонское чаепитие», существующее с 2000 года, не исчерпывается. Это настоящая творческая лаборатория, и мы можем свободно скользить по стилям и жанрам. Два вышедших альбома группы «Бостонское чаепитие» - «Шпионы гламура» (2009 г.) и «Татуированная роза» (2012) во многом воплотили как раз идеи «Бархатного подполья», а композиция «Последнее танго в Париже», как, собственно, и заглавная «Шпионы гламура», стали своего рода гимнами и визитной карточкой движения «бархатных». К таким же ключевым композициям, отражающим эстетику «Бархатного подполья», можно отнести и песни «Новый эскапизм» (кстати, первая песня в России про интернет), «Тонкие сигареты», «Девушка, читающая Фаулза». При этом в альбоме «Татуированная роза» усилились черты готики и дарк-кабаре, о чем свидетельствуют композиции «Безумный художник», «Вампирская любовь», «Офелия» . Но есть у нас и корпус песен, так скажем, социально-философских, в традициях, можно сказать, «русского рока». Это «Норд-ост», «Твой ласковый фюрер», «Что-то не так», «Слушая голос ветра». Периодически мы их исполняем на концертах, но пока ни в один альбом они не вошли. А кроме того, есть и корпус песен совсем медитативно-лиричных, фактически в стиле нью-эйдж. Если будет возможность, с удовольствием записал бы эти песни с ансамблем японских или китайских народных инструментов. Туда непременно вошел бы, конечно, и «Новый эскапизм». Ну и совсем недавний опыт – танцевальная композиция «Саи-Баба», способная стать настоящим гимном дауншифтинга, хотя песня-то с двойным дном…
- В следующем году фестиваль «Бархатное подполье» отметит 10-летний юбилей. К знаковой дате Вы планируете выпуск книги, посвященной этому явлению в отечественной культурной жизни. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее.
- Спасибо за вопрос! Действительно, за 10-летнюю история фестиваля «Бархатное подполье» было столько всего интересного и необычного, что объединить все это в книгу, причем написанную сразу несколькими непосредственными участниками событий – показалось задачей увлекательной, интересной и интригующей. В настоящий момент работа над книгой уже начата. «Бархатное подполье» - это живой организм, каждый фестиваль либо салон был непохож на предыдущий, сменялись артисты, площадки проведения мероприятия, неизменным оставался сам «бархатный» дух. Много было интриг, закулисных историй, случаев курьезных и драматичных, которые в целом складываются в некую летопись, пожалуй, самой молодой субкультуры, которая родилась на наших глазах в 2005 году. Это – «Бархатное подполье». Часть книги, конечно же, напишу я, а соавторами станут российская королева бурлеска Ляля Бежецкая, поэт Сергей Зхус, модель, фотограф и журналист Мария Рунова, актриса Лали Ревункова и многие другие. В книгу будут включены также многочисленные статьи и репортажи, посвященные «Бархатному подполью». Ну а сюжеты, которые сняли про нас Первый канал, «Культура», ТНТ и др., можно уже сейчас посмотреть на сайте. В книгу будут включены редкие фотографии, афиши, черновики, относящиеся к истории этого интереснейшего художественного течения. Мы будем рады всем, кто поможет нам в осуществлении этого проекта.
- Какие еще мероприятия планируются в рамках юбилея «Бархатного подполья»?
- Я думаю, будут новые декадентские салоны, которые постоянно развиваются, дополняются новыми элементами: сегодня наряду с музыкой, поэзией, театром – ретро-макияж, китайская каллиграфия, салонные игры. В голове у меня еще много идей, но не всегда существующие театральные и концертные площадки могут быть приспособлены для них. Задуман сейчас и еще один проект - по продвижению очень актуального музыкально-театрального направления. Пока не раскрываю всех карт, но думаю, многие воспримут эту новую идею с восторгом. Кроме того, в 2015 году исполнится и 15 лет группе «Бостонское чаепитие», и как следствие, конечно же, будет юбилейный концерт. Постараемся собрать всех, кто когда-либо был причастен к жизни группы.
Я думаю, мы проведем и серию мероприятий, связанных с книгой, посвященной «Бархатному подполью». Возможно, это будет не только презентация, но и мастер-классы, интересные «круглые столы», кинопоказы и т.д.
- Насколько мне известно, Вы занимаетесь не только «Бархатным подпольем», при взгляде на список Ваших дел и интересов вспоминается вопрос героини Одри Хепберн: «И это все – Вы один?». Хотелось бы узнать о разных видах Вашей «деятельности «из первых уст».
- Официальная, титульная сторона моей жизни вот уже несколько лет связана с ювелирным искусством. Я являюсь пресс-секретарем «Гильдии ювелиров России» и Ювелирного дома «Эстет», арт-директором международной недели моды Estet Fashion Week и редактором одноименного сайта, а также обозревателем журнала «Эстет». Однако «десертом», любимыми детищами для меня остаются, конечно же, Движение «Бархатное подполье» и группа «Бостонское чаепитие».
- Как, на Ваш взгляд, сочетается фестиваль «Бархатное подполье» с модой и ювелирным искусством?
И то, и другое воспевает красоту, причем в ее утонченном, изысканном виде. Когда я пришел работать в Ювелирный дом «Эстет», не скрою, что «купился» на бренд, и слово «эстет», конечно же, не могло не отозваться в моем сердце. Потом я увидел первый номер журнала «Эстет», а уже во втором была статья, посвященная мне. Однако мне захотелось, разумеется, самому писать для этого замечательного издания, что я и начал делать.
Мне импонирует, что философия Ювелирного дома «Эстет» направлена на то, чтобы видеть в ювелирном украшении прежде всего произведение искусства и стремиться к созданию именно таких изделий. Таким образом, все, что я делаю, надеюсь, подчинено стремлению к высоким идеалам эстетизма, красоты и гармонии. Хотя формы выражения, конечно же, могут быть самые разнообразные.
Беседовала Ольга Пурчинская
Фотографии предоставлены Владимиром Преображенским