» События » Estet Fashion Week » Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week

 
 
 

Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week

Автор: Ольга Пурчинская от 15-12-2016, 05:03, посмотрело: 2113

Третий день XII сезона Международной Недели Моды Estet Fashion Week (17 ноября 2016 года) был посвящен геометрии форм. На подиуме в этот вечер царили четкие линии, сложный крой и оригинальный дизайн в лучших традициях авангарда, как в одежде, так и в ювелирных украшениях.

По традиции, серии показов предшествовала деловая программа. Второй в нынешнем сезоне познавательный круглый стол был организован музейно-выставочным центром «Музей Моды» (совместно с Музеем В.А.Тропинина). В нем приняли участие: начальник выставочного отдела Полина Уханова, куратор выставок Наталии Гончаровой Лиана Ахинова и современная художница Стелла Лабужская.

Дискуссия была посвящена 150-летию со дня рождения В.В.Кандинского (1866 – 1944) – русского живописца, графика и теоретика изобразительного искусства, стоявшего у истоков абстракционизма. В центре внимания спикеров оказалась одна из ключевых фигур отечественного авангарда – знаменитая художница Наталия Гончарова (1881 – 1962), состоявшая в родстве с Н.Н.Гончаровой – супругой А.С.Пушкина. В настоящее время ее работы весьма популярны среди коллекционеров и регулярно становятся «золотыми» лотами известных аукционных домой, в том числе таких гигантов, как Christie’s и Sotheby's.

Недавно в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени проходила выставка «Лучистые образы Наталии Гончаровой», посвященная одной из самых знаменитых представительниц русского авангарда в живописи. Ее творческое наследие обширно и охватывает несколько жанров: живопись, литографию, театральные костюмы, книжные иллюстрации. Долгие годы художница дворянского происхождения сотрудничала с С.П.Дягилевым, создавала наряды для его знаменитых «французских сезонов». Очень много интересного о Наталии Сергеевне рассказала куратор выставки Лиана Ахинова.

Прежде, чем проникнуть вглубь жизни и творчества ярчайшей фигуры, истинного символа русского авангарда, мне бы хотелось немного рассказать непосредственно об этом направлении в искусстве, возникшем на рубеже XIX – XX веков. Термин французского происхождения, в буквальном переводе означает «передовой отряд». Изначально – сугубо милитаристическое понятие.

На закате XIX века, в его последнее десятилетие, понятие стремительно распространялось по Европе ввиду неслыханной популярности анархических идей русских революционно настроенных общественных деятелей Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. В 1878 году издаваемый ими журнал получил название «L’Avant-Garde». Вскоре этот титул стал применяться и к искусству, а в 1885 году его начали относить к бескрайнему миру художественно-театральной критики.

По словам французского поэта Артюра Рембо, поэзия «должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического и художественного авангарда. Именно это позволит ей быть впереди». Соответственно, новое веяние в искусстве отодвинуло на «дальний план» утопические и архаические категории, коими увлекались передовые умы мыслителей конца XIX века, и вывело на авансцену уклон в сторону политики.

Авангард в живописи тесно связан с такими популярными веяниями в искусстве начала ХХ столетия, как модерн, модернизм, кубизм, дадаизм, органика, систематизм, примитивизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм и т.д. Зачастую трактуется как эксперименты с принципиально новыми, эксклюзивными концепциями. Важным характерным штрихом является упрощение изображения, порой в ущерб эстетическим идеалам и качеству полотен.

В наше время авангардом нередко называют любые композиции, модные ныне инсталляции, составленные зачастую без какой-либо рациональной мысли, идеи, творческой концепции. Такое мнение ошибочно. Художник-авангардист движется впереди, он должен тонко чувствовать актуальные современные тенденции и даже – в определенной степени – обладать способностью заглядывать в будущее, чтобы уже сейчас знакомить с ним своих современников. Естественно, для этого нужно глубокое образование, глобальное знание истории мирового искусства, в том числе изобразительного, умение гармонично вплетать свои идеи в тонкую, деликатную канву общественных эстетических идеалов, взглядов и ценностей.

Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week
Именно такой, предельно грамотной, развитой, образованной и была величайшая российская авангардистка от живописи, «амазонка авангарда» Наталия Сергеевна Гончарова.

«Это она ввела моду на синий и рыжий… Когда я спросил у этой художницы, почему она предварительно покрыла себе лицо слоем ультрамарина, - смягчить черты – был ответ» - сказал о Гончаровой С.М.Дягилев.

Существуют фотографии, подтверждающие, что именно она была одной из основоположниц бодиарта, ультрамодного ныне направления в живописи. На некоторых кадрах именитая художница запечатлена с разукрашенным лицом.

Наталия Сергеевна Гончарова была представительницей древнего дворянского рода. Ее родители – архитектор Сергей Михайлович Гончаров и дочь профессора Московской духовной академии Екатерина Ильинична Гончарова, урожденная Беляева.

Детские годы будущая «амазонка авангарда» провела в Тульской губернии. Первые десять лет ее прошли в условиях уютного сельского быта, которого художнице не хватало всю жизнь, с тех пор, как Наталия Сергеевна в возрасте 10 лет переехала в Москву. В дальнейшем, путешествуя по бескрайним просторам своей необъятной родины, она тратила немало времени на подробное изучение нюансов жизни деревни, что интересовало ее куда сильнее, нежели быт горожан.

Окончив гимназию в 1898 году, Гончарова долго пыталась найти свое призвание и пробовала силы в учебных заведениях различных направлений – от медицинских курсов до исторического факультета Высших женских курсов. В самом начале ХХ века (1901) она поступила в качестве вольного слушателя на скульптурное отделение Московского училища живописи, вязания и зодчества. Ее учителями были, в том числе, П.П.Трубецкой и С.М.Волнухин.

В 1903 году Наталия Сергеевна отправилась в Крым и Молдавию (Тирасполь), где на практике познавала импрессионистскую технику. Из этой поездки художница привезла акварели и пастели, вскоре занявшие почетное место в частных коллекциях знатоков и ценителей современного искусства А.И.Морозова и Н.П.Рябушинского.

После академического отпуска, взятого по состоянию здоровья, в 1904 году Наталия Гончарова восстановилась в училище, но интерес ее был сосредоточен на живописи. Новым педагогом стал К.А.Коровин. При этом она продолжила создавать скульптуры, настолько интересные, что два раза – в 1904 и 1907 годах - становилась обладательницей престижных наград.

Между тем, интерес молодой художницы к живописи стремительно рос, и далее она все более активно развивалась именно в этом жанре изобразительного искусства. Постепенно, проникаясь творчеством обитателей парижского Монмартра, стала осваивать новые течения – кубизм и примитивизм. Помимо обучения (кстати, вынужденно оконченного в 1909 году из-за неуплаты), Гончарова принимала активное участие во многих экспозициях отечественного и европейского изобразительного искусства, в том числе в Русской художественной выставке (организатор – С.М.Дягилев) и Осеннем салоне в Париже (1906).

1909 год дал старт важнейшему этапу в творческой биографии Наталии Сергеевны: тогда состоялся ее первый опыт ее театральной работы в качестве сценографа и художника по костюмам. Тогда она создала внешний облик спектакля «Свадьба Зобеиды» по одноименной пьесе Гуго фон Гофмансталя. Место постановки – частная студия Константина Крахта. Параллельно Гончарова развивалась и в декоративно-прикладном искусстве. Первые шаги в этом виде творчества – оформление скульптурных фризов частных домов и создание орнаментов на обоях.

Первая персональная выставка художницы открылась 24 марта 1910 года и включала в себя экспозицию из 22 полотен. Буквально на следующий день ее пришлось закрыть, поскольку одна из картин была признана «порнографией» («Натурщица» на синем фоне). Остальные работы подлежали изъятию. К счастью, вскоре Наталия Сергеевна была оправдана.

В 1912 году Гончарова занялась созданием иллюстраций к произведениям литераторов-футуристов. Среди оформленных ею книг – «Две поэмы. Пустынники. Пустынницы» (А.Кручных, 1913), «Сердце в перчатках» (К.Большаков, 1913) и др. Тогда же выпускаются коллекционные литографированные открытки с рисунками.

Через год, в 1913, Наталия Сергеевна приняла участие в съемках фильма «Драма в кабаре футуристов №13», а в 1914 отправилась в Париж, чтобы, по приглашению С.М.Дягилева, создать костюмы для постановки оперы-балета Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок».

В Россию Наталия Гончарова вернулась к началу Первой Мировой войны. В 1914 году появилась новая серия грандиозных литографических изображений под названием «Мистические образы войны».

1915 год ознаменован созданием сценографии к спектаклю «Веер» по пьесе К.Гольдони. Постановка осуществлялась на сцене камерного театра А.Я.Таирова. Тогда же появляется книга Т.Чурилина «Весна после смерти», проиллюстрированная литографиями Наталии Сергеевны.

В июне 1915 года Гончарова навсегда покинула Россию. Она уехала в Париж по личному приглашению С.М.Дягилева на постоянную работу по оформлению спектаклей знаменитых «Русских сезонов». Во Франции знаменитая русская художница прожила до конца своих дней (1962).

Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion WeekГеометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion WeekПолотна Наталии Сергеевны Гончаровой, как уже говорилось выше, пользуются неслыханной популярностью среди коллекционеров живописи и становятся едва и не самыми ценными лотами престижнейших аукционов Европы. Ее театральные работы не менее интересны. Недавно мне довелось увидеть «Золотого петушка» в ее костюмах. Спектакль Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И.Сац представляет собой восстановление той самой легендарной постановки «Русских сезонов» в Монте-Карло. Костюмы созданы по упомянутым эскизам 1914 года. Эстетика русского народного костюма царя Додона, его детей, придворных и слух (кафтаны, рубахи, сарафаны, кокошники и т.д.) и восточные одеяния Шемаханской царицы и ее свиты дополнены яркими узорами и вышивкой в смелых традициях, свойственных авангардистам.

О современных художниках, находящихся «на передовой», на примере собственного творчества, точнее, нескольких оригинальных полотен, кратко рассказала Стелла Лабужская. Ее картины – глубокий взгляд и философское осмысление актуальных проблем современности.

После такого интересного круглого стола, рассказавшего много нового об авангарде и авангардистах, нас ждала не менее насыщенная основная программа третьего дня XII сезона Международной Недели Моды Estet Fashion Week.

По традиции, серию дефиле предваряла концертная программа. На подиуме зала торжеств Ювелирного Дома «Эстет» вечером 17 ноября выступали: хореографический коллектив IG Project, а также популярные вокалисты Василий Туркин и Диана Диковски.

Официальный старт показам третьего дня XII сезона Международной Недели Моды Estet Fashion Week дал Председатель Совета Гильдии ювелиров России, Президент Ювелирного Дома «Эстет» Гагик Геворкян.

Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week
Уже первое шоу в этот вечер стало торжеством красоты и эстетики. Основная программа вечера открылась дефиле бренда BERETK!Ah… при участии украшений Gevorkyan & Gevorgian.
На подиуме блистали элегантные, изящные головные уборы, созданные в эстетике различных эпох и стилей. Роскошные украшения, оригинальный дизайн и эффектное сочетание черного, белого и золотого цветов, а также кружев, цветов, страусиных перьев и камней вызвало ассоциацию с державными и прекрасными героинями русских сказок – Царевной Лебедь и Василисой Премудрой.


Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion WeekДалее подиум вновь заняли юные модники, демонстрировавшие коллекцию «Trendy catch» от бренда ALMAST studio. В основе ее – модная детская одежда «на каждый день» из натуральных тканей.
В этих свитерах, юбках, брюках, платьях, бриджах и т.д. преимущественно спокойных оттенков серого, бежевого и темно-зеленого ребятам будет комфортно и на учебе, и на прогулке. Свободные, со сложным геометрическим кроем, эти наряды смогут не только радовать глаз, но и не будут стеснять движений, и прекрасно сядут на фигуру. Образы дополнены аксессуарами ручной работы из пряжи - шарфами, перчатками, головными уборами, сумками, носками и гетрами.
Оригинальные аппликации из металлизированной кожи напоминают волшебную золотую рыбку, исполняющую самые добрые желания светлых детских сердец.


Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week

Дизайнер Милана Мильновская (Milana Milnovskaya) и обувной бренд RAROPEPITA представили совместную коллекцию «Богема головного мозга». В ее основе – изделия со сложным, оригинальным авторским кроем, будоражащие воображение сочетания кожи и кружева, романтичности и брутальности, нежности и суровости.



Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week
Художник Андрей Канунов (Kanounov) продемонстрировал коллекцию под названием «Архитектура декаданса». В его нарядах эффектно сочетаются дорогие ткани со сложными декоративными элементами из особой резной кожи. Каждое изделие сложной формы приобретает черты, схожие с легендарными одеяниями царственных особ эпохи Средневековья.



Геометрия форм, авангард и футуризм в третий день XII сезона Estet Fashion Week
В финале вечера на подиум вновь вышли самые маленькие модники. Программу третьего вечера XII сезона Estet Fashion Week завершило шоу бренда L’erede. Коллекция будничной и выходной одежды (платья, юбки, свитера, брюки, гетры и т.д.) для девочек выполнена в трех цветах – черном, белом и красном. Оборки, вышивка, камни, кружева, яркие аксессуары и украшения превращают юных барышень в принцесс, дарят радость и ощущение сказки.



После показов некоторые зрители вновь поделились своими мнениями.

Ирина, учитель:
«Мне понравилась коллекция Андрея Канунова. На этих платьях так здорово, так естественно смотрятся вставки из кожи! Никогда раньше не видела, чтобы столь разные материалы хорошо сочетались! И есть в образах что-то театральное. Очень интересно!»

Наталья, студентка:
«Я сегодня попала на деловую программу. Много нового про авангард узнала. Оказывается, неправильно мы его воспринимаем! Будет, о чем подумать, посещая модные выставки современного авторского искусства. По ходу учебы довольно часто приходится это делать. Оказывается, думая порой, что экспозиция – полная ерунда, мы не так уж часто оказываемся не правы»

Евгений, молодой отец:
«Сегодня я пришел сюда уже во второй раз (до этого позавчера ходил). Много детских коллекций. Красиво! Но очень уж похожи одна на другую. Платье – сумочка – локоны – туфли»

Ольга Пурчинская

Фотографии спектакля "Золотой петушок" Марины Айриянц

Фотографии показов Дмитрия Бабушкина

Все фотографии третьего дня

Категория: События » Estet Fashion Week