27 апреля 2025 года в Московском театре оперетты зрители в очередной раз получили возможность перенестись в эпоху Елизаветы Петровны, оказаться на ее знаменитом маскараде, посетить прием в честь именин императрицы и узнать историю «импортозамещения» фарфора в России. Случилось это благодаря мюзиклу Максима Дунаевского «Каприз императрицы» в постановке заслуженной артистки России Татьяны Константиновой. Либретто Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова. Музыкальный руководитель и дирижер Константин Хватынец.
Путешествие во времени сделали для нас возможным также:
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Евгений Загот.
Автор видеоконтента: Алексей Борискин.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Екатерина Доровицына.
Дирижер: Андрей Масалев.
В ролях:
Митя Виноградов, создатель русского фарфора – Павел Иванов;
Алена, крепостная актерка – Екатерина Кузнецова;
Михайло Ломоносов, русский гений – Леонид Бахталин;
Собакин, старый князь: Петр Борисенко (Заслуженный артист России);
Савка, его сын – Александр Бабик;
Елизавета, императрица – Елена Зайцева (Народная артистка России);
Джина Скарлатини, танцмейстерша – Ольга Белохвостова;
Павлушка, подручный Виноградова – Игорь Оробей;
Шут – Александр Бабенко;
Прусский посол – Дмитрий Лебедев;
Английский посол – Владислав Сташинский;
Французский посол – Алексей Коровин;
Церемониймейстер – Игорь Оробей;
Репортер – Игорь Оробей.
Исполнители трюков – Роман Бобрешов, Михаил Филоненко, Александр Шитов, Олег Машаров.
Сюжет мюзикла основан на исторических фактах. Елизавета Петровна была возмущена унизительным заявлением европейских послов при ее дворе. Немец, француз и англичанин утверждали, что у России нет ничего своего кроме водки. Даже посуда на праздничном столе привозная, фарфор (порцелан) произведен в их странах. Императрица недолго думая, затребовала у оказавшегося рядом Михайло Ломоносова создать российский порцелан, и по совету великого ученого поручила сделать это Дмитрию (Мите) Виноградову. Времени на исполнение приказа, а вернее каприза императрицы, было выделено ничтожно мало, всего месяц, по истечении которого в день именин Елизаветы Петровны ученый-мастер должен был представить полный сервиз из отечественного фарфора. Ранее императрица уже поручала князю Собакину наладить производство русского порцелана, но старый вояка даже не пытался исполнить приказ. Возможно, Митя и не ввязался бы в подобную авантюру, но вмешалась любовь. Мастеру нужно непременно успеть выполнить задание, ведь его возлюбленная Аленка – крепостная актриса князя Собакина, а денег на выкуп нет. С помощью Ломоносова Виноградов добивается успеха, и, несмотря на интриги подлого князя и его великовозрастного сынка, русский фарфор был вовремя доставлен ко двору императрицы, а подручный Мити Павлушка помог восстановить справедливость и доказать его авторство. - «Знай наших!» - поют работники порцеланового производства, гордясь родной страной и своим вкладом в ее величие.
В мюзикле много мелодий, не просто восхищающих, но запоминающихся сразу, зрители напевают их в антракте и после спектакля. Максим Дунаевский создал «хиты» и лирические, и романтические, и смешные, и патриотические. Арии, дуэты, массовые сцены в исполнении потрясающих артистов театра хочется слушать и смотреть бесконечно, а особую атмосферу дополняет сценография и костюмы персонажей.
О костюмах стоит сказать отдельно. Сергей Новиков создал соответствующие эпохе правления Елизаветы Петровны наряды, опираясь на исторические сведения о пристрастиях императрицы, оставившей после себя около 15 тысяч платьев. В мюзикле не обошли вниманием и ее знаменитые маскарады, где дамы были обязаны находиться в мужских костюмах, а кавалеры – в женских платьях. Яркие роскошные наряды великолепно смотрятся на артистках, особенно хороша сама Елизавета в исполнении Елены Зайцевой, как в женском, так и в мужском костюме. Кавалеры же отлично смотрятся в традиционных нарядах, а в дамских очень смешно, как будто подчеркивается разница между светскими бездельниками, завсегдатаями балов, и простыми людьми, изучающими науки и работающими на благо Отечества.
Интересны и наряды крепостных актрис. В месте своего обитания у князя Собакина, разместившего их в хлеву, они одеты в традиционные русские сарафаны с преобладающими оттенками красного, на маскараде у императрицы, представляя сценку из сераля – в костюмы восточных невольниц, а на приеме в честь именин императрицы в платьях и кокошниках с голубой росписью, напоминающей гжельскую.
Особенно хочется отметить костюм шута. Он состоит из двух частей, половин – одна олицетворяет праздность, высшую знать, вторая – простой народ. Посмотреть костюмы можно, пройдя по ссылке в конце статьи.
Если вы хотите ощутить полную гармонию, погрузиться в интересное действие, насладиться прекрасной музыкой и великолепными актерами, радоваться и переживать за ярких героев, почувствовать гордость за свою страну, обязательно посетите этот спектакль.
Марина Айриянц
Фотографии автора
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты
Путешествие во времени сделали для нас возможным также:
Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Евгений Загот.
Автор видеоконтента: Алексей Борискин.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Екатерина Доровицына.
Дирижер: Андрей Масалев.
В ролях:
Митя Виноградов, создатель русского фарфора – Павел Иванов;
Алена, крепостная актерка – Екатерина Кузнецова;
Михайло Ломоносов, русский гений – Леонид Бахталин;
Собакин, старый князь: Петр Борисенко (Заслуженный артист России);
Савка, его сын – Александр Бабик;
Елизавета, императрица – Елена Зайцева (Народная артистка России);
Джина Скарлатини, танцмейстерша – Ольга Белохвостова;
Павлушка, подручный Виноградова – Игорь Оробей;
Шут – Александр Бабенко;
Прусский посол – Дмитрий Лебедев;
Английский посол – Владислав Сташинский;
Французский посол – Алексей Коровин;
Церемониймейстер – Игорь Оробей;
Репортер – Игорь Оробей.
Исполнители трюков – Роман Бобрешов, Михаил Филоненко, Александр Шитов, Олег Машаров.
Сюжет мюзикла основан на исторических фактах. Елизавета Петровна была возмущена унизительным заявлением европейских послов при ее дворе. Немец, француз и англичанин утверждали, что у России нет ничего своего кроме водки. Даже посуда на праздничном столе привозная, фарфор (порцелан) произведен в их странах. Императрица недолго думая, затребовала у оказавшегося рядом Михайло Ломоносова создать российский порцелан, и по совету великого ученого поручила сделать это Дмитрию (Мите) Виноградову. Времени на исполнение приказа, а вернее каприза императрицы, было выделено ничтожно мало, всего месяц, по истечении которого в день именин Елизаветы Петровны ученый-мастер должен был представить полный сервиз из отечественного фарфора. Ранее императрица уже поручала князю Собакину наладить производство русского порцелана, но старый вояка даже не пытался исполнить приказ. Возможно, Митя и не ввязался бы в подобную авантюру, но вмешалась любовь. Мастеру нужно непременно успеть выполнить задание, ведь его возлюбленная Аленка – крепостная актриса князя Собакина, а денег на выкуп нет. С помощью Ломоносова Виноградов добивается успеха, и, несмотря на интриги подлого князя и его великовозрастного сынка, русский фарфор был вовремя доставлен ко двору императрицы, а подручный Мити Павлушка помог восстановить справедливость и доказать его авторство. - «Знай наших!» - поют работники порцеланового производства, гордясь родной страной и своим вкладом в ее величие.
В мюзикле много мелодий, не просто восхищающих, но запоминающихся сразу, зрители напевают их в антракте и после спектакля. Максим Дунаевский создал «хиты» и лирические, и романтические, и смешные, и патриотические. Арии, дуэты, массовые сцены в исполнении потрясающих артистов театра хочется слушать и смотреть бесконечно, а особую атмосферу дополняет сценография и костюмы персонажей.
О костюмах стоит сказать отдельно. Сергей Новиков создал соответствующие эпохе правления Елизаветы Петровны наряды, опираясь на исторические сведения о пристрастиях императрицы, оставившей после себя около 15 тысяч платьев. В мюзикле не обошли вниманием и ее знаменитые маскарады, где дамы были обязаны находиться в мужских костюмах, а кавалеры – в женских платьях. Яркие роскошные наряды великолепно смотрятся на артистках, особенно хороша сама Елизавета в исполнении Елены Зайцевой, как в женском, так и в мужском костюме. Кавалеры же отлично смотрятся в традиционных нарядах, а в дамских очень смешно, как будто подчеркивается разница между светскими бездельниками, завсегдатаями балов, и простыми людьми, изучающими науки и работающими на благо Отечества.
Интересны и наряды крепостных актрис. В месте своего обитания у князя Собакина, разместившего их в хлеву, они одеты в традиционные русские сарафаны с преобладающими оттенками красного, на маскараде у императрицы, представляя сценку из сераля – в костюмы восточных невольниц, а на приеме в честь именин императрицы в платьях и кокошниках с голубой росписью, напоминающей гжельскую.
Особенно хочется отметить костюм шута. Он состоит из двух частей, половин – одна олицетворяет праздность, высшую знать, вторая – простой народ. Посмотреть костюмы можно, пройдя по ссылке в конце статьи.
Если вы хотите ощутить полную гармонию, погрузиться в интересное действие, насладиться прекрасной музыкой и великолепными актерами, радоваться и переживать за ярких героев, почувствовать гордость за свою страну, обязательно посетите этот спектакль.
Марина Айриянц
Фотографии автора
Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты