» События » Фарфоровый "каприз" на сцене Московского театра оперетты

 
 
 

Фарфоровый "каприз" на сцене Московского театра оперетты

Автор: Марина Айриянц от 1-05-2025, 03:23, посмотрело: 2015

27 апреля 2025 года в Московском театре оперетты зрители в очередной раз получили возможность перенестись в эпоху Елизаветы Петровны, оказаться на ее знаменитом маскараде, посетить прием в честь именин императрицы и узнать историю «импортозамещения» фарфора в России. Случилось это благодаря мюзиклу Максима Дунаевского «Каприз императрицы» в постановке заслуженной артистки России Татьяны Константиновой. Либретто Дмитрия Иванова и Владимира Трифонова. Музыкальный руководитель и дирижер Константин Хватынец.

Путешествие во времени сделали для нас возможным также:

Балетмейстер-постановщик: Ирина Корнеева (Заслуженная артистка России).
Художник-постановщик: Сергей Новиков.
Художник по свету: Александр Сиваев.
Хормейстер: Глеб Кардасевич.
Автор инструментовки: Евгений Загот.
Автор видеоконтента: Алексей Борискин.
Звукорежиссеры: Мария Горецкая, Екатерина Доровицына.

Дирижер: Андрей Масалев.

В ролях:
Митя Виноградов, создатель русского фарфора – Павел Иванов;
Алена, крепостная актерка – Екатерина Кузнецова;
Михайло Ломоносов, русский гений – Леонид Бахталин;
Собакин, старый князь: Петр Борисенко (Заслуженный артист России);
Савка, его сын – Александр Бабик;
Елизавета, императрица – Елена Зайцева (Народная артистка России);
Джина Скарлатини, танцмейстерша – Ольга Белохвостова;
Павлушка, подручный Виноградова – Игорь Оробей;
Шут – Александр Бабенко;
Прусский посол – Дмитрий Лебедев;
Английский посол – Владислав Сташинский;
Французский посол – Алексей Коровин;
Церемониймейстер – Игорь Оробей;
Репортер – Игорь Оробей.

Исполнители трюков – Роман Бобрешов, Михаил Филоненко, Александр Шитов, Олег Машаров.

Сюжет мюзикла основан на исторических фактах. Елизавета Петровна была возмущена унизительным заявлением европейских послов при ее дворе. Немец, француз и англичанин утверждали, что у России нет ничего своего кроме водки. Даже посуда на праздничном столе привозная, фарфор (порцелан) произведен в их странах. Императрица недолго думая, затребовала у оказавшегося рядом Михайло Ломоносова создать российский порцелан, и по совету великого ученого поручила сделать это Дмитрию (Мите) Виноградову. Времени на исполнение приказа, а вернее каприза императрицы, было выделено ничтожно мало, всего месяц, по истечении которого в день именин Елизаветы Петровны ученый-мастер должен был представить полный сервиз из отечественного фарфора. Ранее императрица уже поручала князю Собакину наладить производство русского порцелана, но старый вояка даже не пытался исполнить приказ. Возможно, Митя и не ввязался бы в подобную авантюру, но вмешалась любовь. Мастеру нужно непременно успеть выполнить задание, ведь его возлюбленная Аленка – крепостная актриса князя Собакина, а денег на выкуп нет. С помощью Ломоносова Виноградов добивается успеха, и, несмотря на интриги подлого князя и его великовозрастного сынка, русский фарфор был вовремя доставлен ко двору императрицы, а подручный Мити Павлушка помог восстановить справедливость и доказать его авторство. - «Знай наших!» - поют работники порцеланового производства, гордясь родной страной и своим вкладом в ее величие.

В мюзикле много мелодий, не просто восхищающих, но запоминающихся сразу, зрители напевают их в антракте и после спектакля. Максим Дунаевский создал «хиты» и лирические, и романтические, и смешные, и патриотические. Арии, дуэты, массовые сцены в исполнении потрясающих артистов театра хочется слушать и смотреть бесконечно, а особую атмосферу дополняет сценография и костюмы персонажей.

О костюмах стоит сказать отдельно. Сергей Новиков создал соответствующие эпохе правления Елизаветы Петровны наряды, опираясь на исторические сведения о пристрастиях императрицы, оставившей после себя около 15 тысяч платьев. В мюзикле не обошли вниманием и ее знаменитые маскарады, где дамы были обязаны находиться в мужских костюмах, а кавалеры – в женских платьях. Яркие роскошные наряды великолепно смотрятся на артистках, особенно хороша сама Елизавета в исполнении Елены Зайцевой, как в женском, так и в мужском костюме. Кавалеры же отлично смотрятся в традиционных нарядах, а в дамских очень смешно, как будто подчеркивается разница между светскими бездельниками, завсегдатаями балов, и простыми людьми, изучающими науки и работающими на благо Отечества.
Интересны и наряды крепостных актрис. В месте своего обитания у князя Собакина, разместившего их в хлеву, они одеты в традиционные русские сарафаны с преобладающими оттенками красного, на маскараде у императрицы, представляя сценку из сераля – в костюмы восточных невольниц, а на приеме в честь именин императрицы в платьях и кокошниках с голубой росписью, напоминающей гжельскую.
Особенно хочется отметить костюм шута. Он состоит из двух частей, половин – одна олицетворяет праздность, высшую знать, вторая – простой народ. Посмотреть костюмы можно, пройдя по ссылке в конце статьи.

Если вы хотите ощутить полную гармонию, погрузиться в интересное действие, насладиться прекрасной музыкой и великолепными актерами, радоваться и переживать за ярких героев, почувствовать гордость за свою страну, обязательно посетите этот спектакль.

Марина Айриянц

Фотографии автора

Страница спектакля на официальном сайте Московского театра оперетты

Категория: События