История России всегда была предельно насыщена самыми разнообразными событиями. Это касается всех ее аспектов: и политики, и экономики, и социальной жизни. И, как следствие - культуры и искусства, в том числе такого важного компонента, как мода. На протяжении 200-летнего периода (XIX - ХХ вв.) она менялась стремительно, поскольку все то, что случалось тогда, зачастую приводило к глобальным переменам, и это сказывалось на всех сферах человеческой жизнедеятельности и, соответственно, - на внешнем облике.
"Мода живет не только в платьях, мода витает в воздухе, ее приносит ветер, мы предчувствуем ее, дышим ею, она в небе и на дороге, она неотделима от людей, нравов, событий". С этим высказыванием великого модельера первой половины ХХ века Коко Шанель (Coco Chanel) нельзя не согласиться. Оно вспоминается при посещении выставки "Мода в зеркале истории. XIX - ХХ вв.", которая открыта сейчас на территории Музейного объединения "Музей Москвы".
Экспозиция занимает два больших зала общей площадью 2500 кв.м. Представлено около 800 экспонатов, в том числе 300 костюмов и примерно 500 различных аксессуаров, предметов интерьера, картин, мебели, а также ретро-автомобилей, велосипедов, товаров для детей. "Поставщиками" всего этого великолепия стали известный историк моды, кандидат философских наук, телеведущий Александр Васильев и куратор выставки международный обозреватель моды, известный тележурналист Наталия Козлова. Кроме того, много интересного материала из своих архивов для обозрения представил Музей Москвы.
Особенно хочу выделить кассовый аппарат конца XIX столетия, который имелся, в том числе, в Верхних Торговых рядах, в наши дни более известных под другим названием - ГУМ (отмечающий, кстати, в настоящее время 120-летний юбилей).
Первая витрина отматывает колесо символической машины времени (которая существует в любом музее, открывающим выставки на историческую тематику) на начало XIX века. Это - период правления Александра I (Россия) и Наполеона I (Франция). До 1815 года именно Франция правила бал в Европе, что наиболее ярко проявилось в искусстве, в том числе в моде. Платья этого времени шились исключительно вручную, были тонкими, почти прозрачными. Подкладки и чехлы внутри не надевались, поскольку считалось, что очертания тела должны быть видны. А если это условие не выполнялось - могли решить, что фигура дамы далека от совершенства. Чудесные туфельки из атласа были непригодны для сурового российского климата. В сырую и холодную погоду в них, разве что, можно было добежать до кареты. Пешие прогулки в таких условиях были исключены.
Время шло, страна восстанавливалась после Отечественной войны 1812 года. Народ снова потянуло на развлечения. В том числе на балы. Так что во второй четверти XIX века широкое распространение получили бальные платья. На корсетах, с кринолином и глубоким декольте, они не только вызывают бурю восторгов. Еще не оставляет тревожная мысль: "А как вообще себя ощущали барышни, затянутые до предела в такой жесткий лиф?". Кстати, размер этих нарядов в очередной раз напоминает, что два века назад люди были значительно ниже и тоньше, чем современное население Земли. Это же касается и среднего размера стопы. Этот период ознаменовался появлением в России швейных машин марки Зингер (Singer). Это изобретение значительно упростило и ускорило процесс производства одежды.
А дальше женщины начали уставать от постоянного ношения корсетов. Из-за отсутствия возможности дышать "полной грудью" они все время плохо себя чувствовали, были бледны, у многих развивалась чахотка. Потому во второй половине XIX столетия в дамском гардеробе появились специальные шлафроки. Это - свободная одежда, халат. Под него не нужно было одевать сдавливающее белье, так что это - уникальная возможность расслабиться, отдохнуть хотя бы дома.
Вы знаете, почему платья юных девушек были не то, что лишены декольте, а вообще закрывали все, включая шею? Все дело в юношеских прыщах, которые, как известно, порой покрывают очень большую территорию детского личика, а также следующих за ними шеи и груди. Вот потому и нельзя было одеть дебютантку бала в сильно открытый наряд. Впрочем, с годами они с лихвой наверстывали это упущение. Как и современные модницы.
С течением времени на русский костюм существенное влияние оказывали веяния европейской моды. Так, в некоторых платьях можно явно увидеть элементы испанской накидки мантильи. А кое-где, например, встречается шотландская клетка.
"Русские сезоны" (начало ХХ века) тоже не прошли незамеченными для отечественной моды. Танцовщицы впервые выступали без корсетов, зато в их костюмах явно были заметны восточные элементы.
На выставке представлено большое количество работ знаменитой портнихи Надежды Ламановой (имя которой, кстати, носит конкурс молодых дизайнеров, ежегодно проводимой Домом Моды Slava Zaitsev). Эти наряды поражают разнообразием стилей, цветов, умением мастера создавать настоящие шедевры из подручных материалов. Даже не самый дорогой материал в ее руках превращался в настоящее произведение искусства.
Эпоха НЭПа (начало 1920-х) явила немало красивых платьев, щедро украшенных люрексом и вышивкой.
Период сталинских репрессий и войны внес мрачную ноту и в женскую моду, а "оттепель" послужила началом "прозрения" модниц, появились более яркие (иногда даже слишком) цвета в одежде, настало время пышных юбок и блестящих отделок.
А что же зеркала? Они тоже представляют собой часть экспозиции. Мне удалось увидеть два. Одно - работа начала XIX века. Большое, яркое, прозрачное, оно прекрасно отражает действительность, безо всяких прикрас. Второе было сделано в куда более смутные периода ХХ столетия. Разглядеть хотя бы что-то в нем - задача практически нерешаемая. Так и с жизнью. Два века назад все было куда более ясно, чем вот уже 100 лет.
Событий в российской моде XIX - ХХ веков было очень много. И, как результат, имеется колоссальное количество изделий, которые безо всякого преувеличения можно назвать настоящими шедеврами, эдакой "визитной карточкой" отечественного fashion-искусства. Экспонатов, представленных на выставке "Мода в зеркале истории. XIX - ХХ вв.", очень много, рассказать обо всем в рамках одной статьи невозможно. Да и стоит ли? Гораздо лучше придти в Музей Москвы и увидеть все это великолепие лично. Сделать это можно ежедневно (кроме понедельника) до 8 октября.
Ольга Пурчинская
P.S. Кстати, при входе на выставку обязательно приобретите каталог, а если серьезно интересуетесь историей моды, будете довольны - там же большой выбор тематических книг по издательским ценам.
Картинки с выставки
Фотографии Марины Айриянц