Модные, стильные, красивые аксессуары хочется носить вне зависимости от времени года. Многие украшения можно надевать в любую погоду, поскольку они не будут цепляться за шарф, длинные рукава или высокие воротники. На гребне fashion-волны уже много лет остаются два замечательных вида бижутерии (и не только), два «Ч», находящихся на страже дамского облика.
Чокер и чарм получили «прописку» на шеях и запястьях современных женщин разного возраста и рода деятельности, им отдают предпочтение и приверженцы классического стиля в одежде, и те, кто выбирает ультрамодные наряды. Эти украшения прочно вошли в жизнь человека несколько тысяч лет назад, они - наши «незнакомые знакомцы». Узнаем о них побольше!
Слово «чокер» имеет английское происхождение, буквально означает «душитель». Это короткое ожерелье, плотно облегающее шею. Обязательно имеет регулятор размера. Весьма обширен список материалов, из коих такие украшения изготавливаются вот уже много сотен лет. Существуют чокеры из морских камешков и ракушек, драгоценных и полудрагоценных камней, из золота и серебра, платины и бронзы, бархата и атласа, органзы и шелка, кожи и пластмассы, слоновой кости и дерева.
Впервые такие украшения встречаются на страницах старинных книг и рукописей. Документально зафиксировано, что они появились во II веке до н.э. Сегодня ношение чокера может означать принадлежность хозяина к некоей субкультуре, массовому общественному или политическому движению.
Неофициальная история коротких ожерелий начинается еще раньше: уже в середине III тысячелетия до Рождества Христова жители Древнего Египта носили изделия из фаянсовых бусин, отдаленно напоминающие современные чокеры. Состоятельные, родовитые египтяне чаще всего отдавали предпочтение оплечьям из драгоценных металлов, которые покрывали не только плечи, но и большую часть грудной клетки вельмож.
Ожерелья, значительно больше похожие на современные, первыми надели коренные аборигены американского континента - индейцы многочисленных древних племен. Мнения многих историков моды сходятся на предположении, что первые предки современных чокеров украшали шеи легендарных майя. Это был один из важнейших символов власти и могущества вождя, а также источник надежной защиты от злых духов. Древние ожерелья делались из дерева, костей зверей и птиц, а также из ракушек.
Коренное население Азии (Мьянма) и Африки (ЮАР) на протяжении долгих тысячелетий, вплоть до настоящего времени, активно практикуют вытягивание девичьих шей с раннего детства, для чего используют высокие узкие ожерелья-ошейники из множества металлических колец. В своих племенах женщины с неестественно длинными, тонкими шеями считаются соблазнительными, привлекательными, желанными для своих кавалеров.
В Древней Греции и Древнем Риме короткие ожерелья с медальонами (ошейники) носили рабы, что считалось опознавательным знаком, выявлявшим представителя низшего сословия. На этом «аксессуаре» обязательно значилось имя хозяина, которому принадлежал невольник. Здесь же указывалось, какое наказание ждет того, кто попытается украсть его, помочь сбежать или перепродать.
Следующий важный этап жизни и эволюции коротких шейных украшений относится к эпохе Ренессанса. Известнейшие ювелирные изделия великих европейских мастеров XIV-XVI столетий вошли в историю мировой моды как саксонские воротники. Эти массивные золотые «ошейники» щедро декорированы россыпью драгоценных камней и жемчугом. Часто такие украшения становились частью другого, более крупного, покрывающего грудь.
Богатые немецкие аристократки XVI века носили сразу несколько роскошных ожерелий-чокеров, верхнее должно было плотно облегать шею, последующие свободно обвивались вокруг предыдущих. Эта модная тенденция нашла широкий отклик в изобразительном искусстве своего времени, в частности, в живописи немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Согласно канонам тех лет, художник писал портреты библейских персонажей в нарядах первой половины XVI столетия.
Эпоха Просвещения (XVII век) произвела революцию в моде. Придворные дамы щеголяли в откровенных платьях с глубоким декольте, эффектно сочетая их с высокими напудренными париками. Установившаяся тенденция привела к необходимости использования чокеров, которые помогали барыням и барышням визуально корректировать пропорции несовершенных фигур.
В XVIII столетии модницы впервые использовали шейные украшения из ткани. Самые богатые дамы заказывали «ошейники» из черного бархата. Эту ленту они вдевали в небольшое отверстие внутри кулона из крупной жемчужины, драгоценных или полудрагоценных камней, камеи и т.д. Элегантное украшение вошло в историю как бархотка (бархатка). Множество аналогов ожерелий тех лет можно увидеть и сейчас. Еще одна популярная вариация на тему чокера эпохи Просвещения - голубая шелковая лента или полоска материи в цвет платья.
В середине XIX века (1840-1870) в европейской моде господствовал стиль неорококо - подражание эпохе королевы Марии Антуанетты. Благодаря этому бархотки еще очень долго украшали шеи светских дам и дам полусвета. Черный бархат - выигрышная находка: этот материал способен подчеркнуть точеный профиль и белизну кожи - наиболее явный признак аристократизма.
Бархотки чаще всего застегивались на специальный замочек с карабином, но иногда встречались украшения со специальными ленточками, которые сзади завязывались очаровательным бантом. Это создавало дополнительный декоративный эффект.
Начало XIX века связано с появлением стиля Ампир, основанного на модных традициях эпохи Античности. Это привело к временному исчезновению чокеров, на смену которым пришли классические ожерелья. Это неудивительно, ведь ампирные модницы носили платья с высокими воротниками-стойками. Совмещение подобного предмета гардероба с плотно облегающим шейным украшением было бы затруднительно. Новая волна популярности бархоток пришлась на вторую половину столетия.
В Великобритании чокеры появились благодаря Ее Высочеству Александре Каролине Марии Датской. Принцесса Уэльская и будущая Королева Английская в детстве перенесла операцию, после которой на ее шее остался глубокий шрам. Желая скрыть рубец, высокородная аристократка носила платья с воротником-стойкой или плотно прилегающие украшения. Для ее нужд лучшие ювелиры Европы создавали яркие, разнообразные бусы, колье и ожерелья, способные не только завуалировать некрасивое пятно, но и существенно обогатить образ будущей монархини. Придворные дамы быстро подхватили эту тенденцию, а затем мода на чокеры разошлась по всей стране.
В начале ХХ века у европейских модниц особой популярностью пользовались короткие широкие ожерелья, сделанные, главным образом, из драгоценных металлов или нескольких переплетенных друг с другом нитей жемчуга. В историю искусства это время вошло под названием «прекрасная эпоха» (La Belle Epoque). Тогда чокеры изготавливали именитые кутюрье, арт-директора ведущих европейских Ювелирных Домов. Украшение представляло собой широкую ленту из изысканной материи (органза, шелк, бархат, парча), по центру которой мастера искусно располагали драгоценную планшетку. Не теряли свою популярность и тонкие классические бархотки, и жемчужно-бриллиантовые ожерелья - верные спутники аристократок, в том числе представительниц правящих династий.
В промежутке между двумя Мировыми войнами популярность чокеров упала. Новая волна захватила этот вид шейных украшений в середине ХХ столетия. Они вернулись в гардеробы модниц благодаря знаменитым актрисам Софи Лорен, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и другим звездам европейского и голливудского кинематографа. Драгоценные жемчужные украшения были постоянными спутниками Грейс Келли и принцессы Дианы.
В 1980-х годах чокеры из кожи, декорированные резьбой, шипами, всевозможными камнями и иными элементами стали неотъемлемыми составляющими образа представителей многих молодежных субкультур. Ошейники носили рокеры и рэперы, хиппи и готы, гранж и рэйверы. В 1990-е короткое шейное украшение стало самым модным как среди женщин, так и среди мужчин. Повсеместно молодые (и не очень) люди носили яркие, разноцветные аксессуары из разных материалов, в том числе синтетических тканей. В качестве подвесок использовались крупные жемчужины, бусины, кулоны самых невероятных форм, размеров и оттенков. Они и сейчас весьма популярны.
Не менее интересна история и другого знаменитого аксессуара - чарма. Название свое это украшение берет от элегантного английского слова Charm (обаяние, шарм, очарование, чары, амулет). Это небольшие подвески, которые нанизываются на браслет или шейную цепочку. Как правило, они собираются концептуально, тематически, и обретает особый смысл, иногда сакральный, ритуальный.
Первые вариации на тему современных чармов появились много тысячелетий назад, в эпоху Неолита. Тогда пещерные люди носили на запястьях и щиколотках специальные браслеты-амулеты, которые должны были отпугивать злых духов. Мужчины обязательно надевали талисманы-обереги из костей, волос, зубов и когтей убитых ими животных, много позже североамериканские индейцы пытались защититься при помощи головных уборов из перьев уничтоженных на войне или охоте птиц. Эти украшения историки моды считают далекими предками современных чармов.
На Всемирном ювелирном консилиуме (1952) в повестку дня входил вопрос о происхождении маленьких изящных подвесок. Один из ораторов высказал интересное предположение: «Мужчины носили грубо обработанные камни, оправленные в драгоценные металлы, уже в Каменном веке». Об этом свидетельствуют сохранившиеся образцы наскальной живописи. Кроме того, археологи в 1950-1960-х годах находили великое множество вещественных доказательств этой гипотезы.
Драгоценным ювелирным украшением чармы стали в Древнем Египте. В одеяниях фараонов можно увидеть характерные браслеты с небольшими подвесками по всему периметру. Как талисманы-обереги от злых духов, стихийных бедствий, болезней, любых бед и неудач такие изделия носили представители высшего общества едва ли не всех последующих старинных цивилизаций - Древней Греции, Древнего Рима, Ассирии, Вавилона, Урарту и др. Этими же изделиями, согласно существовавшим поверьям, цари, императоры, фараоны и представители высшего духовенства привлекали удачу.
Воины эпохи Средневековья верили, что подвески могут защитить их в ходе ожесточенных боев. Они носили эти украшения на поясах, что указывало на происхождение: такое могли себе позволить лишь высокородные богачи. На чармах были изображены лики святых, Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. В годы Позднего Средневековья, переходящего в Раннее Возрождение, благородные господа в качестве оберегов носили портреты своих прекрасных возлюбленных. Также подвески-обереги были обязательны для представителей западных и восточных королевских семей.
Эпохи Возрождения и Просвещения - время торжества науки и интеллекта, разум начал преобладать над суевериями и страхами. В результате чармы на достаточно продолжительное время исчезли, новая волна моды на них пришла значительно позже.
Важными этапами в развитии ювелирного искусства, становлении производства украшений, аксессуаров и предметов быта в промышленных масштабах стала легендарная Золотая лихорадка 1849 года и открытие через 10 лет месторождения серебра Комсток-Лоуд.
Многие искусствоведы и историки моды сходятся во мнении, что производство чармов превратилось в доходную индустрию под влиянием королевы Виктории. На одной из фотографий в 1893 году Ее Величество предстала с браслетом, с которого свисали подвески-портреты ее детей. Характерные особенности викторианской эпохи - украшения в форме сердечек с барельефами, эмалями и разными видами гравировок. Некоторые чармы и кулоны запирались миниатюрным золотым или серебряным ключиком, а внутри можно было хранить наиболее дорогую, ценную фотографию.
Наследник королевы Виктории, ее сын Эдуард VI (1901-1910) всерьез увлекался спортом. Годы его правления ознаменовались стремительным ростом популярности среди подданных Великобритании здорового образа жизни. Тогда, в самом начале ХХ века, женщины начали заниматься спортом в общественных местах. На всевозможных состязаниях зрители повсеместно заключали пари и делали ставки. Это привело к появлению модных талисманов - чармов «на удачу» (подков, кроличьих лапок, бобов, свиней из золота, серебра, пластика и других материалов).
Эпоха Арт-Нуво (1880-1914) - время, когда ювелиры активно работали с серебром. Мягкий материал выглядел дорого, стильно и изысканно, при использовании жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней мастера получали роскошные украшения, которые дополняли образ модников и могли подчеркнуть их причастность к некоей тайной организации или молодежной субкультуре.
После Первой Мировой войны страны Европы долго переживали серьезный экономический кризис. На протяжении 1920-х годов Париж имел устойчивый статус одного из важнейших центров развития моды и ювелирного искусства. Лидирующие позиции тогда прочно занимали изделия таких знаменитых Домов, как Tiffany, Cartier, Boucheron и т.д. Среди шедевров, созданных тогда их мастерами, были и всевозможные подвески-чармы, которые могли в считанные секунды разнообразить любой образ. Правда, такое удовольствие было доступно далеко не всем: большинству европейцев не хватало на нормальное питание и качественный обогрев жилища.
Европейская золотая молодежь носила браслеты и цепочки, унизанные огромным количеством подвесок. Их количество иногда превышало 50 штук. Тогда драгоценные чармы сами собой были возведены в ранг иконы стиля. Каждая более-менее обеспеченная модница считала обязательным ношение «собственной версии» популярного украшения.
В 1920-е годы в Европе неслыханной популярностью пользовались подвески восточной тематики: люди охотно носили драгоценности в виде Будды, пагод, вееров, рикши и др. Не менее любимы среди молодых модников были чармы в форме животных и птиц. Также часто попадались изделия с тематическими надписями типа Happy Birthday или I love you.
Следующее экономическое потрясение планетарного масштаба произошло на рубеже 1920-30-х годов. Это биржевой крах в США, более известный как Великая депрессия. В связи с серьезным упадком покупательской способности людей интерес ко всевозможным излишествам, в том числе к ювелирным изделиям и аксессуарам, значительно снизился. Однако в 1930-е годы случилось стремительное развитие кинематографа. Это было волшебное место, при посещении которого люди забывали обо всех актуальных проблемах и думали лишь о том, что происходит на экране. Вот там, за несколько минут до очередного сеанса, рекламный ролик информировал о том, что подвески-чармы - не что иное, как «решение проблемы выбора дневных украшений».
В годы Второй Мировой войны по всей Европе резко возрос интерес к ярким, звонким браслетам и ожерельям. Тогда наиболее популярны были серебряные подвески с гравировкой. Эти изделия родные дарили солдатам, уходящим на фронт. Чармы в виде сердечек с надписью Forget-me-not вручали друг другу перед долгой разлукой влюбленные пары.
В послевоенные годы этот вид украшений переживал пик запредельной популярности. Дошло до того, что появились подвески с символами школ, колледжей и ВУЗов, которые обязательно носили все учащиеся и преподаватели. В 1950-е одним из лидеров международного ювелирного рынка стал японский ювелир Кокити Микимото, которому последующие поколения обязаны популярным и доступным жемчугом, выращиваемым в лабораторных условиях. Рука Маэстро впервые создала чарм с жемчужиной. Такие украшения популярны и сейчас.
Дизайнерская мысль не стоит на месте, и к концу ХХ столетия, когда началась очередная волна популярности подвесок на браслеты и цепочки, появились так называемые итальянские изделия в форме звеньев, которые крепятся, цепляясь друг за друга. Из таких звеньев получаются украшения необходимой длины. Рисунки на составных элементах ограничиваются лишь фантазией: это могут быть и предметы культа, и персонажи любимых книг или фильмов, и символика любимой группы, субкультуры или спортивной команды, и эмблема школы, и многое другое. Изображения наносятся при помощи передовых технологий. Это может быть, например, горячая или холодная эмаль или лазерное напыление.
Сегодня браслеты или бусы из чармов себе собирают многие модники и модницы. Удовольствие это недешевое, но очень увлекательное. Любители тематических концепций тщательно продумывают, какие именно подвески обязательно должны оказаться на их шеях или запястьях, а затем превращаются в охотников за ювелирными изделиями или качественной бижутерией. Современные реалии таковы, что вожделенные аксессуары можно подобрать на любой вкус и кошелек.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Чокер и чарм получили «прописку» на шеях и запястьях современных женщин разного возраста и рода деятельности, им отдают предпочтение и приверженцы классического стиля в одежде, и те, кто выбирает ультрамодные наряды. Эти украшения прочно вошли в жизнь человека несколько тысяч лет назад, они - наши «незнакомые знакомцы». Узнаем о них побольше!
Слово «чокер» имеет английское происхождение, буквально означает «душитель». Это короткое ожерелье, плотно облегающее шею. Обязательно имеет регулятор размера. Весьма обширен список материалов, из коих такие украшения изготавливаются вот уже много сотен лет. Существуют чокеры из морских камешков и ракушек, драгоценных и полудрагоценных камней, из золота и серебра, платины и бронзы, бархата и атласа, органзы и шелка, кожи и пластмассы, слоновой кости и дерева.
Впервые такие украшения встречаются на страницах старинных книг и рукописей. Документально зафиксировано, что они появились во II веке до н.э. Сегодня ношение чокера может означать принадлежность хозяина к некоей субкультуре, массовому общественному или политическому движению.
Неофициальная история коротких ожерелий начинается еще раньше: уже в середине III тысячелетия до Рождества Христова жители Древнего Египта носили изделия из фаянсовых бусин, отдаленно напоминающие современные чокеры. Состоятельные, родовитые египтяне чаще всего отдавали предпочтение оплечьям из драгоценных металлов, которые покрывали не только плечи, но и большую часть грудной клетки вельмож.
Ожерелья, значительно больше похожие на современные, первыми надели коренные аборигены американского континента - индейцы многочисленных древних племен. Мнения многих историков моды сходятся на предположении, что первые предки современных чокеров украшали шеи легендарных майя. Это был один из важнейших символов власти и могущества вождя, а также источник надежной защиты от злых духов. Древние ожерелья делались из дерева, костей зверей и птиц, а также из ракушек.
Коренное население Азии (Мьянма) и Африки (ЮАР) на протяжении долгих тысячелетий, вплоть до настоящего времени, активно практикуют вытягивание девичьих шей с раннего детства, для чего используют высокие узкие ожерелья-ошейники из множества металлических колец. В своих племенах женщины с неестественно длинными, тонкими шеями считаются соблазнительными, привлекательными, желанными для своих кавалеров.
В Древней Греции и Древнем Риме короткие ожерелья с медальонами (ошейники) носили рабы, что считалось опознавательным знаком, выявлявшим представителя низшего сословия. На этом «аксессуаре» обязательно значилось имя хозяина, которому принадлежал невольник. Здесь же указывалось, какое наказание ждет того, кто попытается украсть его, помочь сбежать или перепродать.
Следующий важный этап жизни и эволюции коротких шейных украшений относится к эпохе Ренессанса. Известнейшие ювелирные изделия великих европейских мастеров XIV-XVI столетий вошли в историю мировой моды как саксонские воротники. Эти массивные золотые «ошейники» щедро декорированы россыпью драгоценных камней и жемчугом. Часто такие украшения становились частью другого, более крупного, покрывающего грудь.
Богатые немецкие аристократки XVI века носили сразу несколько роскошных ожерелий-чокеров, верхнее должно было плотно облегать шею, последующие свободно обвивались вокруг предыдущих. Эта модная тенденция нашла широкий отклик в изобразительном искусстве своего времени, в частности, в живописи немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Согласно канонам тех лет, художник писал портреты библейских персонажей в нарядах первой половины XVI столетия.
Эпоха Просвещения (XVII век) произвела революцию в моде. Придворные дамы щеголяли в откровенных платьях с глубоким декольте, эффектно сочетая их с высокими напудренными париками. Установившаяся тенденция привела к необходимости использования чокеров, которые помогали барыням и барышням визуально корректировать пропорции несовершенных фигур.
В XVIII столетии модницы впервые использовали шейные украшения из ткани. Самые богатые дамы заказывали «ошейники» из черного бархата. Эту ленту они вдевали в небольшое отверстие внутри кулона из крупной жемчужины, драгоценных или полудрагоценных камней, камеи и т.д. Элегантное украшение вошло в историю как бархотка (бархатка). Множество аналогов ожерелий тех лет можно увидеть и сейчас. Еще одна популярная вариация на тему чокера эпохи Просвещения - голубая шелковая лента или полоска материи в цвет платья.
В середине XIX века (1840-1870) в европейской моде господствовал стиль неорококо - подражание эпохе королевы Марии Антуанетты. Благодаря этому бархотки еще очень долго украшали шеи светских дам и дам полусвета. Черный бархат - выигрышная находка: этот материал способен подчеркнуть точеный профиль и белизну кожи - наиболее явный признак аристократизма.
Бархотки чаще всего застегивались на специальный замочек с карабином, но иногда встречались украшения со специальными ленточками, которые сзади завязывались очаровательным бантом. Это создавало дополнительный декоративный эффект.
Начало XIX века связано с появлением стиля Ампир, основанного на модных традициях эпохи Античности. Это привело к временному исчезновению чокеров, на смену которым пришли классические ожерелья. Это неудивительно, ведь ампирные модницы носили платья с высокими воротниками-стойками. Совмещение подобного предмета гардероба с плотно облегающим шейным украшением было бы затруднительно. Новая волна популярности бархоток пришлась на вторую половину столетия.
В Великобритании чокеры появились благодаря Ее Высочеству Александре Каролине Марии Датской. Принцесса Уэльская и будущая Королева Английская в детстве перенесла операцию, после которой на ее шее остался глубокий шрам. Желая скрыть рубец, высокородная аристократка носила платья с воротником-стойкой или плотно прилегающие украшения. Для ее нужд лучшие ювелиры Европы создавали яркие, разнообразные бусы, колье и ожерелья, способные не только завуалировать некрасивое пятно, но и существенно обогатить образ будущей монархини. Придворные дамы быстро подхватили эту тенденцию, а затем мода на чокеры разошлась по всей стране.
В начале ХХ века у европейских модниц особой популярностью пользовались короткие широкие ожерелья, сделанные, главным образом, из драгоценных металлов или нескольких переплетенных друг с другом нитей жемчуга. В историю искусства это время вошло под названием «прекрасная эпоха» (La Belle Epoque). Тогда чокеры изготавливали именитые кутюрье, арт-директора ведущих европейских Ювелирных Домов. Украшение представляло собой широкую ленту из изысканной материи (органза, шелк, бархат, парча), по центру которой мастера искусно располагали драгоценную планшетку. Не теряли свою популярность и тонкие классические бархотки, и жемчужно-бриллиантовые ожерелья - верные спутники аристократок, в том числе представительниц правящих династий.
В промежутке между двумя Мировыми войнами популярность чокеров упала. Новая волна захватила этот вид шейных украшений в середине ХХ столетия. Они вернулись в гардеробы модниц благодаря знаменитым актрисам Софи Лорен, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и другим звездам европейского и голливудского кинематографа. Драгоценные жемчужные украшения были постоянными спутниками Грейс Келли и принцессы Дианы.
В 1980-х годах чокеры из кожи, декорированные резьбой, шипами, всевозможными камнями и иными элементами стали неотъемлемыми составляющими образа представителей многих молодежных субкультур. Ошейники носили рокеры и рэперы, хиппи и готы, гранж и рэйверы. В 1990-е короткое шейное украшение стало самым модным как среди женщин, так и среди мужчин. Повсеместно молодые (и не очень) люди носили яркие, разноцветные аксессуары из разных материалов, в том числе синтетических тканей. В качестве подвесок использовались крупные жемчужины, бусины, кулоны самых невероятных форм, размеров и оттенков. Они и сейчас весьма популярны.
Не менее интересна история и другого знаменитого аксессуара - чарма. Название свое это украшение берет от элегантного английского слова Charm (обаяние, шарм, очарование, чары, амулет). Это небольшие подвески, которые нанизываются на браслет или шейную цепочку. Как правило, они собираются концептуально, тематически, и обретает особый смысл, иногда сакральный, ритуальный.
Первые вариации на тему современных чармов появились много тысячелетий назад, в эпоху Неолита. Тогда пещерные люди носили на запястьях и щиколотках специальные браслеты-амулеты, которые должны были отпугивать злых духов. Мужчины обязательно надевали талисманы-обереги из костей, волос, зубов и когтей убитых ими животных, много позже североамериканские индейцы пытались защититься при помощи головных уборов из перьев уничтоженных на войне или охоте птиц. Эти украшения историки моды считают далекими предками современных чармов.
На Всемирном ювелирном консилиуме (1952) в повестку дня входил вопрос о происхождении маленьких изящных подвесок. Один из ораторов высказал интересное предположение: «Мужчины носили грубо обработанные камни, оправленные в драгоценные металлы, уже в Каменном веке». Об этом свидетельствуют сохранившиеся образцы наскальной живописи. Кроме того, археологи в 1950-1960-х годах находили великое множество вещественных доказательств этой гипотезы.
Драгоценным ювелирным украшением чармы стали в Древнем Египте. В одеяниях фараонов можно увидеть характерные браслеты с небольшими подвесками по всему периметру. Как талисманы-обереги от злых духов, стихийных бедствий, болезней, любых бед и неудач такие изделия носили представители высшего общества едва ли не всех последующих старинных цивилизаций - Древней Греции, Древнего Рима, Ассирии, Вавилона, Урарту и др. Этими же изделиями, согласно существовавшим поверьям, цари, императоры, фараоны и представители высшего духовенства привлекали удачу.
Воины эпохи Средневековья верили, что подвески могут защитить их в ходе ожесточенных боев. Они носили эти украшения на поясах, что указывало на происхождение: такое могли себе позволить лишь высокородные богачи. На чармах были изображены лики святых, Иисуса Христа или Пресвятой Богородицы. В годы Позднего Средневековья, переходящего в Раннее Возрождение, благородные господа в качестве оберегов носили портреты своих прекрасных возлюбленных. Также подвески-обереги были обязательны для представителей западных и восточных королевских семей.
Эпохи Возрождения и Просвещения - время торжества науки и интеллекта, разум начал преобладать над суевериями и страхами. В результате чармы на достаточно продолжительное время исчезли, новая волна моды на них пришла значительно позже.
Важными этапами в развитии ювелирного искусства, становлении производства украшений, аксессуаров и предметов быта в промышленных масштабах стала легендарная Золотая лихорадка 1849 года и открытие через 10 лет месторождения серебра Комсток-Лоуд.
Многие искусствоведы и историки моды сходятся во мнении, что производство чармов превратилось в доходную индустрию под влиянием королевы Виктории. На одной из фотографий в 1893 году Ее Величество предстала с браслетом, с которого свисали подвески-портреты ее детей. Характерные особенности викторианской эпохи - украшения в форме сердечек с барельефами, эмалями и разными видами гравировок. Некоторые чармы и кулоны запирались миниатюрным золотым или серебряным ключиком, а внутри можно было хранить наиболее дорогую, ценную фотографию.
Наследник королевы Виктории, ее сын Эдуард VI (1901-1910) всерьез увлекался спортом. Годы его правления ознаменовались стремительным ростом популярности среди подданных Великобритании здорового образа жизни. Тогда, в самом начале ХХ века, женщины начали заниматься спортом в общественных местах. На всевозможных состязаниях зрители повсеместно заключали пари и делали ставки. Это привело к появлению модных талисманов - чармов «на удачу» (подков, кроличьих лапок, бобов, свиней из золота, серебра, пластика и других материалов).
Эпоха Арт-Нуво (1880-1914) - время, когда ювелиры активно работали с серебром. Мягкий материал выглядел дорого, стильно и изысканно, при использовании жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней мастера получали роскошные украшения, которые дополняли образ модников и могли подчеркнуть их причастность к некоей тайной организации или молодежной субкультуре.
После Первой Мировой войны страны Европы долго переживали серьезный экономический кризис. На протяжении 1920-х годов Париж имел устойчивый статус одного из важнейших центров развития моды и ювелирного искусства. Лидирующие позиции тогда прочно занимали изделия таких знаменитых Домов, как Tiffany, Cartier, Boucheron и т.д. Среди шедевров, созданных тогда их мастерами, были и всевозможные подвески-чармы, которые могли в считанные секунды разнообразить любой образ. Правда, такое удовольствие было доступно далеко не всем: большинству европейцев не хватало на нормальное питание и качественный обогрев жилища.
Европейская золотая молодежь носила браслеты и цепочки, унизанные огромным количеством подвесок. Их количество иногда превышало 50 штук. Тогда драгоценные чармы сами собой были возведены в ранг иконы стиля. Каждая более-менее обеспеченная модница считала обязательным ношение «собственной версии» популярного украшения.
В 1920-е годы в Европе неслыханной популярностью пользовались подвески восточной тематики: люди охотно носили драгоценности в виде Будды, пагод, вееров, рикши и др. Не менее любимы среди молодых модников были чармы в форме животных и птиц. Также часто попадались изделия с тематическими надписями типа Happy Birthday или I love you.
Следующее экономическое потрясение планетарного масштаба произошло на рубеже 1920-30-х годов. Это биржевой крах в США, более известный как Великая депрессия. В связи с серьезным упадком покупательской способности людей интерес ко всевозможным излишествам, в том числе к ювелирным изделиям и аксессуарам, значительно снизился. Однако в 1930-е годы случилось стремительное развитие кинематографа. Это было волшебное место, при посещении которого люди забывали обо всех актуальных проблемах и думали лишь о том, что происходит на экране. Вот там, за несколько минут до очередного сеанса, рекламный ролик информировал о том, что подвески-чармы - не что иное, как «решение проблемы выбора дневных украшений».
В годы Второй Мировой войны по всей Европе резко возрос интерес к ярким, звонким браслетам и ожерельям. Тогда наиболее популярны были серебряные подвески с гравировкой. Эти изделия родные дарили солдатам, уходящим на фронт. Чармы в виде сердечек с надписью Forget-me-not вручали друг другу перед долгой разлукой влюбленные пары.
В послевоенные годы этот вид украшений переживал пик запредельной популярности. Дошло до того, что появились подвески с символами школ, колледжей и ВУЗов, которые обязательно носили все учащиеся и преподаватели. В 1950-е одним из лидеров международного ювелирного рынка стал японский ювелир Кокити Микимото, которому последующие поколения обязаны популярным и доступным жемчугом, выращиваемым в лабораторных условиях. Рука Маэстро впервые создала чарм с жемчужиной. Такие украшения популярны и сейчас.
Дизайнерская мысль не стоит на месте, и к концу ХХ столетия, когда началась очередная волна популярности подвесок на браслеты и цепочки, появились так называемые итальянские изделия в форме звеньев, которые крепятся, цепляясь друг за друга. Из таких звеньев получаются украшения необходимой длины. Рисунки на составных элементах ограничиваются лишь фантазией: это могут быть и предметы культа, и персонажи любимых книг или фильмов, и символика любимой группы, субкультуры или спортивной команды, и эмблема школы, и многое другое. Изображения наносятся при помощи передовых технологий. Это может быть, например, горячая или холодная эмаль или лазерное напыление.
Сегодня браслеты или бусы из чармов себе собирают многие модники и модницы. Удовольствие это недешевое, но очень увлекательное. Любители тематических концепций тщательно продумывают, какие именно подвески обязательно должны оказаться на их шеях или запястьях, а затем превращаются в охотников за ювелирными изделиями или качественной бижутерией. Современные реалии таковы, что вожделенные аксессуары можно подобрать на любой вкус и кошелек.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета