» Модные истоки » Теория моды » Кое-что о коже и способах ее выделки

 
 
 

Кое-что о коже и способах ее выделки

Автор: Ольга Пурчинская от 28-11-2020, 22:04, посмотрело: 1462

Множество людей по всему миру на протяжении долгих лет носят одежду и обувь из кожи, пользуются аксессуарами из этого материала. Интересно, что шкуры одних и тех же животных могут стоить совершенно по-разному: из одного и того же сырья изготавливаются как абсолютно бюджетные предметы гардероба, так и элитарные, баснословно дорогие. Материалы используют как дизайнеры и бренды, работающие в категории масс-маркет, так и Дома Моды, специализирующиеся на эксклюзивных изделиях классов haute-couture и pret-a-porter de luxe. Все дело в обработке кожи, ее выделке. Эта операция существенно влияет и на долговечность изделий, и на внешний вид, и на осязание.

Для начала разберемся, что же такое кожа. Официальное определение гласит, что это гибкий, долговечный и прочный материал. Он получается методом выделки шкур животных как в промышленных масштабах, так и в домашних условиях. Область применения этого материала весьма обширна: из кожи изготавливаются предметы гардероба (верхняя одежда, юбки, брюки, жилетки, обувь, аксессуары), мебель, офисные принадлежности, книжные переплеты, обои и многое другое. Разные способы выделки сырья обеспечивают его уникальными свойствами.

Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что технологиями обработки и выделки кожи люди овладели много тысячелетий назад. Одежду, обувь и аксессуары из этого материала мастерски изготавливали жители Ассирии и Древнего Египта, о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения.

Первые упоминания о разделке и обработке кожи как о ремесле ученые обнаружили на клинописных табличках, найденных в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Позднее аналогичные находки обнаружили биографы египетской правящей династии Хамурапи. Иллюстрации, подтверждающие гипотезу о широком распространении среди простого населения Древнего Египта кожевенного дела, сохранились в росписях гробниц. На миниатюрах внутри усыпальниц можно увидеть изображения процессов дубления, раскроя, декоративно-художественной выделки кожи и т.д.

В нашей стране первые мастера-кожевники появились в VI-VII веках, а серьезные мастерские, работавшие в промышленных масштабах - значительно позже, на рубеже XI-XII столетий. Технологии декоративной обработки многофункционального материала отечественные специалисты освоили немного позднее - к середине XIII века. В летописях того времени зафиксирована информация о том, что князья щеголяли в сапогах, расшитых золотом и поясах, декорированных жемчугом и драгоценными камнями.

Кожа - материал, который люди начали обрабатывать и использовать для собственного комфорта в суровых климатических условиях в первую очередь. Согласно исследованиям археологов, впервые теплую, непромокаемую, удобную одежду из кожи и меха повсеместно начали носить жители эпохи палеолита (около 2,6 млн лет назад). Первые декоративные элементы - вышивка нитками и полудрагоценными камнями, раскраска, аппликация. Для украшения использовались кусочки шкур, меха, бусины, небольшие камешки, ракушки, растения и т.д. Когда распространились технологии изготовления одежды из тканей и пряжи, из кожи продолжали создавать доспехи, сумки, обувь и ремни.

Кое-что о коже и способах ее выделкиУ многих народов издревле существуют свои традиционные методы выделки кожи. В результате различных видов обработки из одного и того же сырья получается уникальный, самобытный материал. Основных способов создания кожаного материала на сегодняшний день известно четыре: сырой (минимальная обработка), сыромятный (выделка без дубления), сыромятное дубление (слабое дубление), дубление (многосложный процесс обработки растительными, а затем химическими веществами).

Область применения «сырой» кожи минимальна, ее использование ограничивалось бытом. Сыромятный материал с древнейших времен служит основой для изготовления одежды, обуви, аксессуаров. Дубленки также имеют очень глубокие древние корни, но популярны они были лишь в некоторых странах, в то время как обработанное без растительных и/или синтетических препаратов сырье использовалось повсеместно. Сегодня кожа, изготовленная методом дубления, пользуется успехом на всех континентах.

Аксессуары из материала, изготовленного сыромятным путем, служили для изготовления, в том числе, всевозможных ритуальных предметов - колец, браслетов, серег, талисманов, амулетов и т.д. Изделия эти служили и продолжают служить фундаментом для языческих и религиозных таинств, церемоний и обрядов североамериканским индейцам, аборигенам Африки, Австралии и Новой Зеландии.

Кожа животных состоит из трех слоев (кроме шерсти). Сложный технологический процесс включает их обработку или удаление:
1. Верхний - эпидермис или просто «кожица». Довольно плоская материя (эпителий), составляет в среднем 2-5% от толщины шкуры;
2. Средний - дерма. Основной слой кожи, образуют его белковые коллагеновые волокна. В свою очередь подразделяется на:
а) сосочковый слой (пронизан волосяными каналами) - как правило, основа для выделки;
б) сетчатый слой (определяет такие механические свойства кожи крупнорогатого скота, как прочность и растяжимость);
3. Нижний - подкожная клетчатка (мездра). Рыхлый слой, насыщенный жиром. В ходе выделки кожи удаляется для выравнивания толщины будущего материала.

Кожа различается не только по видам животных, но и по способам выделки. Каждый способ придает материалу специфический облик, в большинстве случаев его также можно определить на ощупь. Основная классификация различает сырую (парную), сыромятную и дубленую кожу.

Путем парной выделки с минимумом механического и технологического воздействия получается гибкий, эластичный, достаточно прочный материал. Это следствие того, что коллагеновые волокна остаются свободными, не склеиваются между собой. Сухость, ломкость и жесткость кожа приобретает, если волокна склеиваются, превращаются в массу и, соответственно, теряют изначальную подвижность. Процесс сырой выделки предполагает введение в средний слой специального компонента, способного длительное время отделять волокна друг от друга.

Кое-что о коже и способах ее выделкиДубление - сложный, высокотехнологичный способ выделки кожи. Осуществляя его, специалисты вводят в дерму необходимые дубильные вещества (жиры), благодаря чему между волокнами образуются особые химические связи, препятствующие склеиванию, расслаиванию и раскисанию.

При изготовлении сыромятной кожи применение любых жиров, как органических, так и химических, невозможно, поскольку в данном случае необходимо, чтобы волокна слипались, а липиды будут препятствовать этому процессу.

Технологии выделки кожи сильно разнятся в зависимости от выбранного способа. Тем не менее, в процессах есть и много общего. Начинается все с так называемого мездрения, во время которого шкура очищается от остатков мяса, подкожной клетчатки и жира. Затем необходимо удалить шерсть вместе с эпидермисом.

На сегодняшний день известно огромное количество видов дубления. Вот некоторые основные:
1. Алюминиевое дубление - технология, используемая при обработке лайки. Основана на применении металлических соединений;
2. Дубление соединениями железа. Этот метод способен ускорять разрушение коллагеновых волокон, его применяют лишь в редчайших случаях;
3. Таннидное (растительное) дубление. При такой выделке используется кора разных деревьев, прежде всего дуба. В дело идет как непосредственно верхняя оболочка стволов, так и вытяжки из него. После этого вида обработки получается гибкий, эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка можно достичь путем контроля качества используемого сырья. Основной недостаток растительного дубения: после него получается неводостойкий материал. Воздействие влаги приводит к мгновенному вымыванию пигмента - кожа на глазах меняет оттенок. Кроме того, она сразу теряет свой размер (усыхает), мягкость и эластичность. Термическое воздействие делает материал тонким и хрупким, что приводит к резкому сокращению области его применения;
4. Титановое дубление. Эта технология не предполагает окрашивание внутренней поверхности кожи;
5. Хромовое дубление. Такой способ обработки кожи позволяет сохранить на достаточно высоком уровне ее мягкость и эластичность, термостойкость. Из недостатков выделяется, прежде всего, низкая влагоустойчивость. Под воздействием воды материал быстро намокает, после чего долго высыхает. Внутренняя поверхность кожи под воздействием хрома приобретает характерный серо-зеленый оттенок;
6. Циркониевое дубление. Это самый деликатный и надежный способ выделки: внутренний слой не подвергается окрашиванию, а сырье получает высокую износостойкость и прочность.

В финале увлекательного путешествия в мир кожи приведу некоторые виды международных классификаций.

Готовое сырье подразделяется на следующие виды:
1. Обувная кожа;
2. Одежно-галантерейная кожа (используется для производства одежды и аксессуаров - перчаток, сумок, ремней и т.д.; изготовление изделий осуществляется как в промышленных масштабах, так и в форме уникальных дизайнерских вещей). Чаще всего это материал хромотаннидного или хромового дубления (лайка, замша, кожа крупнорогатого скота);
3. Шорно-седельная кожа (из нее шьются элементы конного и человеческого спортивного снаряжения; это сырье чаще всего изготавливается из шкур крупнорогатого скота и свиней);
4. Техническая кожа (применяется при создании элементов механизмов, прежде всего, ремней).

Кое-что о коже и способах ее выделкиРасширенная классификация выглядит так:
1. Кожа для верха обуви. Это сырье хромового дубления с различной отделкой (лак, нубук, велюр);
2. Подкладочная кожа. Применяется для изготовления деталей обувной подкладки. Чаще всего это сырье делается на основе шкуры свиней;
3. Кожа для низа обуви. Из нее шьют подошвы и стенки туфель, ботинок и т.д. Для этих целей используются задние части лошадиных шкур (хазы), а также кожу свиней и крупнорогатого скота;
4. Перчаточная кожа. Материал предоставляют овцы, козы, собаки, свиньи и кони (передняя часть);
5. Мебельная кожа. Очень распространенный вид, применяется для создания обивок комнатной и офисной мебели, автомобильных салонов и т.д. Для этих целей больше всего подходит шкура крупнорогатого скота хромового дубления;
6. Пергамент (материал для письма из недубленой, невысушенной кожи крупнорогатого скота). Материал отличается высокой твердостью, служит, в том числе, для производства музыкальных инструментов;
7. Сыромятная кожа (сыромять). Такое название получили шкуры лосей, крупнорогатого скота и свиней, не прошедшие обработку путем дубления. Из нее делают конное снаряжение и используют как полуфабрикат для дальнейшей выделки.

На сегодняшний день известно несколько видов кожи:
1. Вареная (твердый, легкий материал растительного дубления; из него еще несколько столетий назад делалась надежная броня и износостойкие книжные переплеты);
2. Веган (материал растительного дубления, делается из шкур свиней и крупнорогатого скота толщиной около 1-3 мм; из такой кожи часто создают характерные элементы костюмов различных субкультур, от рокеров и байкеров до готов и хиппи; это всевозможные ремни, седла, куртки, кобуры и т.д.);
3. Велюр (материал хромового дубления, для него подходит шкура любого животного, вывернутая наизнанку);
4. Замша (этот вид кожи получается методом жирового дубления, для него подходят кожи лося, дикой козы, оленя; материал очень мягкий, рыхлый, бархатистый и прочный; ворс густой и низкий);
5. Лайка (шкуры ягнят и козлят подвергаются хромо-жировому или хромовому дублению, в результате получается мягкий, эластичный материал; из лайки шьют перчатки);
6. Наппа (тонкое полуанилиновое сырье; для него используются шкуры овец или крупнорогатого скота; толщина материала колеблется от 0,5 до 1 мм; из этой эластичной кожи шьются головные уборы, предметы верхней одежды и аксессуары);
7. Напплак (лакированная кожа);
8. Нубук (кожа с мелким ворсом, получается методом хромового дубления, поверхность позднее шлифуется; изготавливается из шкур крупнорогатого скота);
9. Пергамент (сыромятная кожа, свое название получила в честь греческого города Пергам; для нее используются шкуры телят, ягнят, козлят; делают из нее барабаны и другие музыкальные инструменты, книжные переплеты, дамские безделушки, убранство салонов автомобилей);
10. Сафьян (получается путем растительного дубления из козьих, овечьих или телячьих шкур; сырье тонкое, мягкое, разноцветное; из этой устойчивой к царапинам кожи делаются сумки и портфели);
11. Чепрак (толстый, плотный материал, изготавливается методом жирового дубления «спинной» части шкур крупнорогатого скота;
12. Шагрень (шершавый материал с пупырчатой поверхностью; изготавливается из сырых шкур ската или акулы);
13. Шеврет (эластичное, плотное сырье; получается хромовым дублением шкуры козы; такую кожу легко отличить благодаря специфическому рисунку в виде мелких морщинок на поверхности);
14. Шора (толстый, плотный, довольно пластичный материал; для него шкура крупнорогатого скота проходит процесс жирового дубления;
15. Юфть (для этого вида кожи с пористой структурой шкура берется из брюшной полости туши крупнорогатого скота; довольно толстое, мягкое и эластичное сырье получается хромовым, хромсинтанновым или хромтаннидным дублением; юфть имеет неофициальное прозвище «Русская кожа»).

Ольга Пурчинская

Категория: Модные истоки » Теория моды