» Модные истоки » Из истории » Кружева: декоративные шедевры без тканой основы

 
 
 

Кружева: декоративные шедевры без тканой основы

Автор: Ольга Пурчинская от 21-02-2014, 23:52, посмотрело: 2966

«Ах, сударь, кружева плетете!...» (из к/ф «Табачный капитан», 1972 г., реж. – Игорь Усов). «Кружево, шпильки, булавки, тесьма – все, чтоб свести кавалера с ума…» (из к/ф «Гардемарины, вперед!», 1988 г., реж. – Светлана Дружинина).

Это – знаменитые цитаты из всенародно любимых фильмов, на которых выросло не одно поколение зрителей в нашей стране. И в той, и в другой картине действие происходит в XVIII веке. Тогда кружево считалось неотъемлемым средством обольщения, эдаким универсальным средством, необходимым юной девушке (а, как оказалось, и молодому человеку) для того, чтобы красиво, завуалировано привлечь к себе внимание и, как следствие, всецело завладеть им.

В этой статье мне хочется рассмотреть кружева с другого угла. Ведь это – уникальный элемент гардероба, с давних времен служащий украшением дамских (и не только!) нарядов. А нежные, утонченные аксессуары типа изящного платочка всенепременно имели постоянную прописку в ридикюлях барынь и барышень. В наш век особую популярность получили невероятной красоты платья, сделанные из прелестного материала, от которого даже на внушительном расстоянии веет женственностью, нежностью, обаянием вечной юности и красоты.

Кружева: декоративные шедевры без тканой основыТак что же такое кружево? Это текстильное (то есть выработанное из мягких волокон или ниток, сделанное на ткацком станке) изделие, образованное при помощи ажурного переплетения нитей и не имеющее основу из цельного куска ткани. Как правило, представляет собой тесьму разной ширины из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных нитей. Цвета встречаются на любой вкус, но наиболее популярны золотые, серебряные, черные и белые нити. В основном кружева используют для украшения предметов женской одежды, нательного и постельного белья, предметов интерьера.

В исторические времена мужской костюм также содержал внушительное количество ажурных декоративных элементов. Кружевные банты, жабо, манжеты, панталоны можно и сейчас увидеть на портретах европейских королей и знатных господ на протяжении длительного промежутка времени. Но наиболее глобально такой «кукольный» «контент» гардероба сильной половины человечества во времена барокко и рококо.

Первые упоминания о кружевах встречается еще в древние времена. Их плели в таких богатых своим культурным наследием странах, как Ассирия, Вавилония, Египет и Урарту. Но они сильно отличались от изделий, привычных взгляду современного человека. В более традиционной форме, похожей на то, что украшает предметы гардероба и интерьера в XXI веке, плетеные элементы декора впервые появились в Италии на рубеже XV – XVI столетий. Делались они при помощи иглы путем создания рисунка на основе изображений на бумаге. С течением времени основным инструментом мастериц стали коклюшки, представляющие собой катушки с длинными рукоятками.

Кружева: декоративные шедевры без тканой основыИталия недолго пробыла на посту мирового лидера по производству кружев, и вскоре его заняли мастерицы из Фландрии. Лен, в больших количествах росший на тех землях, позволял плести особые нити, из которых впоследствии получались тонкие, изящные, воздушные кружевные изделия. Рукодельницам приходилось работать в непростых условиях – в сырых, мрачных подвальных помещениях. Это было необходимо: за счет влажного воздуха пряжа становилась тонкой и эластичной.

XVII столетие подарило миру моды фантастическое изобретение – легендарный итальянский гипюр. Секреты производства уникального полотна ревностно охраняли представители власти Венеции. Стоили такие кружева очень дорого, и французы, ярые поклонники моды, чтобы как-то удешевить его, решили сами научиться ремеслу.

В первой четверти XVII века кружева начали производить и в России. Первые изделия, создававшиеся из золотых и серебряных нитей, были поистине роскошны и изготавливались для царей и самых видных придворных.

Позже количество видов сырья, используемых для кружевоплетения, значительно увеличилось. Постепенно русские мастерицы научились работать с шелковыми, льняными и хлопчатобумажными нитями. Рукоделием теперь занимались и в усадьбах, и в мастерских при монастырях.

Кружева: декоративные шедевры без тканой основыГеография мест, в которых производят всемирно известные кружева, весьма обширна. В России это – Рязань, Вологда, Елец, Торжок, Михайлов и т.д. В Европе, прежде всего, – Брюссель (Бельгия) и Валансьен (Франция). У каждого региона – своя техника плетения, свои особенности узоров. Изящные изделия, сплетенные опытными мастерицами на коклюшках – едва ли не самые популярные сувениры, которые привозят их названных выше городов как для себя, так и в подарок.

Изделий, которые можно было бы декорировать при помощи кружев, существует великое множество. Главное здесь – дать волю своей фантазии и не перестараться, ведь, как известно, лучшее – враг хорошего. А избыток украшений зачастую значительно хуже, чем полное их отсутствие. Но воротничок и манжеты, пришитые к платью, могут изменить его до неузнаваемости и превратить будничную одежду в выходной наряд.

Впрочем, в XXI веке можно не только украшать одежду при помощи кружев. Сейчас на самом пике модной волны находятся кружевные платья. Короткие или длинные, коктейльные или вечерние, с глубоким вырезом или закрытые, - выбор за вами! Длина, фасон, разнообразная цветовая палитра позволяют отдать предпочтение подобному наряду женщине любого возраста и практически с любой фигурой.

Так что будьте модны, стильны и красивы! Ведь современные тенденции позволяют почувствовать себя юными, легкими и воздушными всех, достаточно правильно подобрать себе одежду.

Легкий и загадочный образ дамы в кружевном платье, может быть, и не поможет ей «свести кавалера с ума», но одно можно сказать совершенно точно: незамеченной она не останется!

Ольга Пурчинская

Категория: Модные истоки » Из истории