Редакция "M'Art"а выражает благодарность Надежде Беляковой, дочери талантливого советского художника-модельера Маргариты Андреевны Беляковой за интереснейшие материалы. Начинаем публикацию цикла статей о советской моде и талантливых художниках-модельерах того времени.
"Была ли мода в Советском Союзе?"
Наверное, если бы сегодня был проведен такой социологический опрос, ответы были бы весьма противоположны и, в основном, отрицательные. Поскольку относится этот вопрос к периоду тотального дефицита, когда буквально все нужно было "доставать", "из под прилавка", значительно переплачивая. Или в лучшем случае, удавалось купить, отстояв длительную изнурительную очередь. Повседневные вещи, а тем более одежда, имели две категории - "наша советская" и "импорт", кстати, в те годы весьма высококачественный.
Тогда шутили: "Любимый цвет советского народа - немаркий", а о качестве говорили: "Чтобы долго носилось!"
Сами эти определения, казалось бы, исключали саму возможность проникновения моды в повседневность периода 60-х -70-х годов. НО…великое "НО"!
Мода – это искусство, обладающее удивительным свойством рефлексирования на реальность, и одновременно возможностью проецирования на неё же, рождаемые модельерами образы желанной, воображаемой, осознаваемой или пародируемой ими реальности, вторгаясь и влияя на повседневность мира людей, формируя образ современника, влияя на его менталитет. Порой она создается вопреки реальности и условиям. И в Советском Союзе мода не просто БЫЛА, она стала ярким и исторически значимым явлением в жизни и развитии цивилизации. В те времена в самом её существовании жили протест против реальности и отражение мира желаний и надежд современников, зримое воплощение того мира, в котором хотелось бы жить.
Парадоксально само возникновение Общесоюзного Дома Моделей "Кузнецкий Мост" в 1944 году - во время войны! А в 1944 году положение на фронте было столь тяжёлым, что решение правительства о создании ОДМО "Кузнецкий Мост" кажется невероятным - событием. Ведь исход войны и наша победа ещё не были близки, но это удивительное свидетельство веры в Победу нашего народа в Великой Отечественной Войне. Да и само название-вывеска звучит несколько наивно странновато –"Дом Моделей "Кузнецкий Мост" , а не "Дом Моды "Кузнецкий Мост", как, казалось бы, было бы правильно. Но именно это название очень точно отражает задачу создания ОДМО – во время полной разрухи и остановки работы промышленности, в том числе и легкой промышленности, чтобы люди имели возможность одеваться, основной задачей было обеспечить их не только мануфактурой, но и качественно разработанными выкройками для индивидуального пошива. ОДМО было создано в рекордно сжатые сроки и приступило к работе уже в 1944 году под бомбёжками и при скудном режиме жизнеобеспечения пайков и карточек. Силы были собраны действительно лучшие из лучших; как среди художников-модельеров, так и среди конструкторов одежды.
После революции 1917 года, с наступлением Социалистического образа жизни, в котором был полностью искоренён принцип жизни и деятельности капитала и частной инициативы - частных Домов Моды, разумеется, не стало. А прекрасных мастеров-модельеров, блиставших на Парижских сезонах и знаменитых на весь мир Российских Кутюрье, жизнь разметала по всей стране, да и по всему миру. Но тех, кого нашли в тот момент: старых мастеров с бесценным опытом творческой работы в частных Домах Моды, кино- и театральных художников, ярких представителей - новаторов-ниспровергателей всех основ и устоев периода конструктивизма - всех их активно привлекли к созданию ОДМО "Кузнецкий Мост". Этакий Ноев Ковчег искусства, собравший художников не только разномастных, но представителей взаимно исключающих направлений в искусстве. И это было очень хорошо потому, что исключало приоритет одного из направлений и стиля над другими. Пожалуй, именно это и явилось тем краеугольным камнем и творческой основой принципа будущей жизни ОДМО - представлять искусство очень разных художников–модельеров, личные имена которых будут представлены в последующих десятилетиях , как "Творческий коллектив ОДМО "Кузнецкий Мост". Задачи "поднимать имена" художников-модельеров в ОДМО не стояло и тема "звёздности" полностью отсутствовала.
Как это ни парадоксально, но Мода не нуждается ни в повышении благосостояния общества, ни в режиме социальной обеспеченности. Мода – это воплощенные образы мечты, страсти и осознания реальности и истории в целом, рукотворная философия.
Само создание ОДМО "Кузнецкий Мост" в 1944 году - это смелое, творческое, и по-моему, исторически эпатажное событие в жизни страны в трагический период Великой Отечественной. Событие, которым невозможно не восхищаться!
Вопреки действительности модельерами создавались образы желаемой мирной жизни, одежда, как атрибут счастливой повседневности, нарядные праздничные платья для тех радостных дней, что наступят после войны, которых так ждали, и верой в то, что "всё это будет носиться" приближали нашу победу, новую долгожданную жизнь.
Так что:
- Была ли в Советском Союзе МОДА?
- Конечно-ДА!
Надежда Белякова
http://сказка.org
http://skazky.ru
"Была ли мода в Советском Союзе?"
Наверное, если бы сегодня был проведен такой социологический опрос, ответы были бы весьма противоположны и, в основном, отрицательные. Поскольку относится этот вопрос к периоду тотального дефицита, когда буквально все нужно было "доставать", "из под прилавка", значительно переплачивая. Или в лучшем случае, удавалось купить, отстояв длительную изнурительную очередь. Повседневные вещи, а тем более одежда, имели две категории - "наша советская" и "импорт", кстати, в те годы весьма высококачественный.
Тогда шутили: "Любимый цвет советского народа - немаркий", а о качестве говорили: "Чтобы долго носилось!"
Сами эти определения, казалось бы, исключали саму возможность проникновения моды в повседневность периода 60-х -70-х годов. НО…великое "НО"!
Мода – это искусство, обладающее удивительным свойством рефлексирования на реальность, и одновременно возможностью проецирования на неё же, рождаемые модельерами образы желанной, воображаемой, осознаваемой или пародируемой ими реальности, вторгаясь и влияя на повседневность мира людей, формируя образ современника, влияя на его менталитет. Порой она создается вопреки реальности и условиям. И в Советском Союзе мода не просто БЫЛА, она стала ярким и исторически значимым явлением в жизни и развитии цивилизации. В те времена в самом её существовании жили протест против реальности и отражение мира желаний и надежд современников, зримое воплощение того мира, в котором хотелось бы жить.
Парадоксально само возникновение Общесоюзного Дома Моделей "Кузнецкий Мост" в 1944 году - во время войны! А в 1944 году положение на фронте было столь тяжёлым, что решение правительства о создании ОДМО "Кузнецкий Мост" кажется невероятным - событием. Ведь исход войны и наша победа ещё не были близки, но это удивительное свидетельство веры в Победу нашего народа в Великой Отечественной Войне. Да и само название-вывеска звучит несколько наивно странновато –"Дом Моделей "Кузнецкий Мост" , а не "Дом Моды "Кузнецкий Мост", как, казалось бы, было бы правильно. Но именно это название очень точно отражает задачу создания ОДМО – во время полной разрухи и остановки работы промышленности, в том числе и легкой промышленности, чтобы люди имели возможность одеваться, основной задачей было обеспечить их не только мануфактурой, но и качественно разработанными выкройками для индивидуального пошива. ОДМО было создано в рекордно сжатые сроки и приступило к работе уже в 1944 году под бомбёжками и при скудном режиме жизнеобеспечения пайков и карточек. Силы были собраны действительно лучшие из лучших; как среди художников-модельеров, так и среди конструкторов одежды.
После революции 1917 года, с наступлением Социалистического образа жизни, в котором был полностью искоренён принцип жизни и деятельности капитала и частной инициативы - частных Домов Моды, разумеется, не стало. А прекрасных мастеров-модельеров, блиставших на Парижских сезонах и знаменитых на весь мир Российских Кутюрье, жизнь разметала по всей стране, да и по всему миру. Но тех, кого нашли в тот момент: старых мастеров с бесценным опытом творческой работы в частных Домах Моды, кино- и театральных художников, ярких представителей - новаторов-ниспровергателей всех основ и устоев периода конструктивизма - всех их активно привлекли к созданию ОДМО "Кузнецкий Мост". Этакий Ноев Ковчег искусства, собравший художников не только разномастных, но представителей взаимно исключающих направлений в искусстве. И это было очень хорошо потому, что исключало приоритет одного из направлений и стиля над другими. Пожалуй, именно это и явилось тем краеугольным камнем и творческой основой принципа будущей жизни ОДМО - представлять искусство очень разных художников–модельеров, личные имена которых будут представлены в последующих десятилетиях , как "Творческий коллектив ОДМО "Кузнецкий Мост". Задачи "поднимать имена" художников-модельеров в ОДМО не стояло и тема "звёздности" полностью отсутствовала.
Как это ни парадоксально, но Мода не нуждается ни в повышении благосостояния общества, ни в режиме социальной обеспеченности. Мода – это воплощенные образы мечты, страсти и осознания реальности и истории в целом, рукотворная философия.
Само создание ОДМО "Кузнецкий Мост" в 1944 году - это смелое, творческое, и по-моему, исторически эпатажное событие в жизни страны в трагический период Великой Отечественной. Событие, которым невозможно не восхищаться!
Вопреки действительности модельерами создавались образы желаемой мирной жизни, одежда, как атрибут счастливой повседневности, нарядные праздничные платья для тех радостных дней, что наступят после войны, которых так ждали, и верой в то, что "всё это будет носиться" приближали нашу победу, новую долгожданную жизнь.
Так что:
- Была ли в Советском Союзе МОДА?
- Конечно-ДА!
Надежда Белякова
http://сказка.org
http://skazky.ru