Что общего у бантов, кружев, корсетов, туфель на каблуке и париков?
Прежде всего, скажут многие современные модники, все это – обязательные элементы выходной одежды, без подобных украшений уже давно не представляет своего парадного костюма огромное количество молодых людей.
Но есть и еще одно обобщение, уводящее нас в далекие исторические времена. Ведь это все – элементы моды эпохи барокко.
Родилось это направление в искусстве в XVI – XVII веках в Италии. Слово barocco буквально означает «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам».
Человек того времени отождествлял естественность с дикостью, бесцеремонностью и самодурством. У женщин появилась мода на невероятно белую кожу и высокие напудренные прически. Тонкая талия обязательно подчеркивалась корсетом, юбки были расширены и держались на каркасе из китового уса. Туфли – обязательно на каблуке.
Идеальный мужчина эпохи барокко – джентльмен. Он ходил гладко выбритым, надушенным и непременно в напудренном парике.
Если как направление в искусстве в целом барокко родилось в Италии, то центром возникновения и развития барочной моды стала Франция, где в те времена (вторая половина XVII века) правил король Людовик XIV. Тогда в Европе устанавливалась общая, единая мода. Костюмы постепенно лишались своих национальных особенностей, за исключением, может быть, только крестьянского платья.
Отличительными чертами барочных нарядов были обилие украшений и пышность. Все придворные в своих одеяниях ориентировались на короля, из-за невысокого роста которого неотъемлемым элементом мужского костюма стали туфли на высоких каблуках.
Тогда же появились короткие куртки, щедро украшенные кружевами. Чуть позже возникли так называемые жюстокоры – кафтаны. Длина их доходила до колена. Носили их застегнутыми, сверху обязательно надевался пояс. Вниз надевался камзол без рукавов. Позднее такой тип костюма, претерпев целый ряд изменений, трансформировался в более привычные взгляду современного человека пиджак и надетый под него жилет.
У военных эпохи барокко основным видом обуви были сапоги-ботфорты, в гражданской жизни их постепенно вытеснили на второй план туфли, которые долгое время украшали пряжками (на балах – бантами).
Обязательным элементом женского платья стал шлейф, завершавший плавно расширявшуюся книзу юбку. По бокам и в зоне декольте – украшения в виде драпировок. Декольте в платьях того времени стало глубоким, плечи – открытыми. Осиную талию подчеркивал корсет.
Дамские головы украшались пышными прическами, тонкими косынками или чепчиками. Прически были высокими, со множеством локонов.
Мужчины носили парики со спущенными вниз завитыми прядями, либо торчащими вверх, что, вместе с каблуками, значительно увеличивало их рост.
Макияж был крайне ярким, количество косметики на лицах – колоссальным, безмерным. В моду вошли мушки (накладные родинки), белила, пудра (которую использовали не только для лиц, но и для париков, как женщины, так и мужчины).
Среди наиболее популярных аксессуаров эпохи – трости, зонты, веера и муфты.
Многое из того, что было на гребне модной волны более 4 - 5 столетий назад, можно встретить и в наши дни. Возникает вопрос – а может быть это вовсе и не гламур? А как тогда, в эпоху барокко – попросту идейное отрицание чего-то натурального и естественного?...
Ольга Пурчинская
Прежде всего, скажут многие современные модники, все это – обязательные элементы выходной одежды, без подобных украшений уже давно не представляет своего парадного костюма огромное количество молодых людей.
Но есть и еще одно обобщение, уводящее нас в далекие исторические времена. Ведь это все – элементы моды эпохи барокко.
Родилось это направление в искусстве в XVI – XVII веках в Италии. Слово barocco буквально означает «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам».
Человек того времени отождествлял естественность с дикостью, бесцеремонностью и самодурством. У женщин появилась мода на невероятно белую кожу и высокие напудренные прически. Тонкая талия обязательно подчеркивалась корсетом, юбки были расширены и держались на каркасе из китового уса. Туфли – обязательно на каблуке.
Идеальный мужчина эпохи барокко – джентльмен. Он ходил гладко выбритым, надушенным и непременно в напудренном парике.
Если как направление в искусстве в целом барокко родилось в Италии, то центром возникновения и развития барочной моды стала Франция, где в те времена (вторая половина XVII века) правил король Людовик XIV. Тогда в Европе устанавливалась общая, единая мода. Костюмы постепенно лишались своих национальных особенностей, за исключением, может быть, только крестьянского платья.
Отличительными чертами барочных нарядов были обилие украшений и пышность. Все придворные в своих одеяниях ориентировались на короля, из-за невысокого роста которого неотъемлемым элементом мужского костюма стали туфли на высоких каблуках.
Тогда же появились короткие куртки, щедро украшенные кружевами. Чуть позже возникли так называемые жюстокоры – кафтаны. Длина их доходила до колена. Носили их застегнутыми, сверху обязательно надевался пояс. Вниз надевался камзол без рукавов. Позднее такой тип костюма, претерпев целый ряд изменений, трансформировался в более привычные взгляду современного человека пиджак и надетый под него жилет.
У военных эпохи барокко основным видом обуви были сапоги-ботфорты, в гражданской жизни их постепенно вытеснили на второй план туфли, которые долгое время украшали пряжками (на балах – бантами).
Обязательным элементом женского платья стал шлейф, завершавший плавно расширявшуюся книзу юбку. По бокам и в зоне декольте – украшения в виде драпировок. Декольте в платьях того времени стало глубоким, плечи – открытыми. Осиную талию подчеркивал корсет.
Дамские головы украшались пышными прическами, тонкими косынками или чепчиками. Прически были высокими, со множеством локонов.
Мужчины носили парики со спущенными вниз завитыми прядями, либо торчащими вверх, что, вместе с каблуками, значительно увеличивало их рост.
Макияж был крайне ярким, количество косметики на лицах – колоссальным, безмерным. В моду вошли мушки (накладные родинки), белила, пудра (которую использовали не только для лиц, но и для париков, как женщины, так и мужчины).
Среди наиболее популярных аксессуаров эпохи – трости, зонты, веера и муфты.
Многое из того, что было на гребне модной волны более 4 - 5 столетий назад, можно встретить и в наши дни. Возникает вопрос – а может быть это вовсе и не гламур? А как тогда, в эпоху барокко – попросту идейное отрицание чего-то натурального и естественного?...
Ольга Пурчинская