» Модные истоки » Из истории » Возрождение античных геммо-традиций, или Кое-что из истории камеи

 
 
 

Возрождение античных геммо-традиций, или Кое-что из истории камеи

Автор: Ольга Пурчинская от 10-01-2025, 04:30, посмотрело: 17

Новогодние праздники позади, однако приятное послевкусие в виде подарочных сертификатов, которые только предстоит обратить в нечто желанное и долгожданное, еще долго будет радовать своих обладателей. В числе таких сюрпризов у многих из нас оказались презентованные возможности приобрести красивые украшения в специализированных магазинах. Сегодня хочется сказать несколько слов об одной из старинных категорий бижутерии – о камеях. Как и многое другое, связанное с модой и стилем, они имеют свою длинную, интересную, заслуживающую внимания историю.

Термин «камея» имеет французское происхождение. Название происходит от старинного camaieu, а также современных итальянского cammeo и греческого κειμηλιον. Все эти слова однокоренные и в дословном переводе на русский трактуются как драгоценность или сокровище. Эта разновидность искусства резьбы по твердому камню зародилась в эпоху античности, в промежутке между IV и III веками до нашей эры. Уже тогда мастера создавали для богатых, высокородных женщин миниатюрные украшения невероятной красоты. Позднее технологии создания камеи были освоены византийскими ювелирами, а затем западноевропейские купцы начали распространение восточных технологий в своих странах.

Камея – украшение, наполненное глубоким символизмом. В мировом культурном наследии шедевры античных мастеров и их более поздних последователей являли собой символ роскоши и особой изысканной, утонченной красоты.

«Золотым веком» в истории античного искусства камеи принято считать эпоху эллинизма (336 – 30 гг. до н.э.). Родиной наиболее известных античных резных украшений из камней принято считать эллинистическую Александрию (Древний Египет). К таковым относится Камея Гонзага, датированная III веком до Рождества Христова.

Античные специалисты не только обладали особым взглядом и способностью с ювелирной точностью и деликатностью обрабатывать камни. Прежде всего, они имели серьезное теоретическое образование, в частности, прекрасно разбирались в свойствах используемого сырья. Например, мастера знали все о многослойности оникса, многоцветности сардоникса и др. Работая с контрастами слоев камня, они создавали живописные, красочные, по-настоящему глубокие и объемные изображения на поверхности. Изначально ювелиры обрабатывали отдельные камни, которые использовались как самостоятельные украшения. Иногда они становились эпицентром декоративной композиции в перстнях, диадемах, серьгах, венцах и т.д. Позднее камеями стали декорировать предметы интерьера, ларцы, шкатулки и др. В аналогичной технике античные мастера изготавливали и всевозможную посуду, от кувшинов и сосудов до тарелок и кубков.

Для резьбы по камню специалисты обращались к таким специфическим инструментам, как лучковый вал (смычок) с ножным приводом и резцы. Так как в старину металл был куда мягче камня, при работе необходимо было использовать специальные абразивные материалы. Чаще всего ими становились алмазная пыль и порошок корунда (природный минерал с особыми свойствами), которые разводились в воде или масле. Готовые изделия покрывались защитным слоем из смеси минерала гематита и оливкового масла.

Создание камеи всегда было сопряжено с кропотливым трудом. На одно изделия мастер зачастую тратил по несколько месяцев, а в особо сложных случаях могли понадобиться годы. В Средние Века появилась практика обрамления античных украшений в драгоценные оправы из золота или серебра.

На финише итальянского Ренессанса, устремленного к классицизму (рубеж XVII-XVIII вв.) у европейских богачей появилась мода на коллекционирование старинных украшений, в частности, камей. Кроме того, мастера активно создавали новые образцы, не позволяя старинным славным технологиям затеряться в далекой истории. Параллельно талантливые специалисты повсеместно внедряли новые технологии. Постепенно на изготовление одного изделия стало уходить намного меньше времени и сил. Тогда же стал расширяться ассортимент используемых материалов, в частности, появились камеи из морских раковин и перламутра. Широкое применение нашло окрашивание камней в различные цвета.

В начале XVIII века стала стремительно набирать популярность особая живописная портретная миниатюра, удачно имитировавшая камею. Росписи в технике гризайль (выполняются градациями одного цвета, ахроматического или хроматического, часто имитируют светлое рельефное изображение на темном фоне) и гравюры кьяроскуро (гравюра на дереве, где печать производится с нескольких досок) прославились в истории изобразительного искусства как «живопись под камею».

В 1712 году увидел свет трактат французского химика М.Хомберга, в котором тот подробно описал свое открытие способов отливки камей из особой стекловидной массы. Это ноу-хау получило известность под названием «литики». В середине 1760-х широко распространилась технология «скальоло», основанная на резьбе по гипсу.

Еще один важный этап истории распространения искусства камеи в середине XVIII столетия начался в Великобритании. Именно там мастера быстро научились работать над рельефными украшениями из фаянса. Кроме того, запатентованная ими технология позволила создавать вазы, сервизы, всевозможные предметы интерьера и многое другое.

В России первая коллекция камей появилась в 1721 году, когда страной правил Петр I. Император тогда привез в страну предметы из голландского фарфора, которые были выставлены на всеобщее обозрение в Кунсткамере. А вот для своих частных собраний отечественные родовитые богачи начали приобретать рельефные украшения значительно позднее – в эпоху Екатерины II. К слову, сама правительница также признавалась, что была охвачена «камейной болезнью».

Первые геммы, главным образом камеи, пополнили коллекцию Государственного Эрмитажа в 1764 году. То были предметы из частного собрания немецкого богача Иоганна-Лореца Наттера, который в 1763 обрел вечный покой в Санкт-Петербурге. Позднее отечественные фонды пополнились новыми роскошными экспонатами.

Знаменитый шотландский скульптор и гравер Джеймс Тасси, начиная с 1766 года, занялся созданием копий всемирно известных камей. Для этого мастер использовал необычные материалы, в частности, стеклянную пасту и гипс. Спустя несколько лет он выпустил каталог своих шедевров, на основе которого предполагал создать частный музей под названием «Кабинет слепков». В 1781 году такую «комнату» ему заказала Екатерина II. Находиться помещение должно было на территории Эрмитажа. Там было выставлено свыше 16 тысяч наименований из каталога. На реализацию этого «проекта» ушло около десяти лет.

Джеймс Тасси занимался не только копированием знаменитых шедевров. Будучи талантливым мастером, он создал немало авторских работ по собственным эскизам. Поскольку работал он в основном с недорогими материалами, украшения охотно приобретали клиенты из разных стран.

Ольга Пурчинская

Категория: Модные истоки » Из истории