Школьная форма - обязательный элемент обучения во многих образовательных учреждениях по всему миру. Одинаково одетыми ходят учащиеся как самых обычных школ, колледжей и училищ, так и в закрытых пансионах элитарного типа. Хорошо это или плохо? Данный вопрос на протяжении нескольких десятилетий вызывает масштабные, жаркие дискуссии. Есть немало убежденных сторонников форменной одежды для детей и подростков, но не меньше у нее и непримиримых противников.
Я обучалась в школе в 1990-е - 2000-е годы, то есть в первый класс пришла уже после распада Советского Союза. Много чего тогда резко, внезапно отменилось: сам жизненный уклад подавляющего большинства населения огромной страны в одночасье стал другим. Форменная одежда была упразднена, дети ходили на занятия в том, что под руку попало. У кого-то получалось «слепить» из того, что было, весьма неплохой, эффектный, стильный костюм. Но в большинстве случаев дело обстояло куда хуже.
«Лихие» 90-е - время, когда в России резко прочертились четкие границы социального неравенства. Многие люди сумели быстро значительно улучшить свое материальное положение. Это обстоятельство отразилось на внешнем виде детей: некоторые ученики не отказывали себе в удовольствии появиться на уроках в нарядах от именитых европейских брендов и Домов Моды, девочки щеголяли в неподходящих по возрасту драгоценностях, носили баснословно дорогие швейцарские часы.
Школьная форма это не попытка обезличить учеников и превратить их в огромную биомассу. Скорее, таким способом директора школ, колледжей, училищ, техникумов и иных учебных заведений хотят привить детям и подросткам чувство вкуса и стиля, понимание, что носить в определенных учреждениях можно, чего не стоит и чего категорически нельзя. История этого предмета гардероба продолжительна, интересна, насыщена разными событиями. Познакомимся с ней поближе.
Школьная форма - повседневный костюм воспитанников средних, средне-специальных и средне-профессиональных учебных заведений, который необходимо носить во время нахождения на территории указанных Alma Mater на уроках, праздничных и торжественных мероприятиях. Ее внешний вид бывает регламентирован специальными документами.
На сегодняшний день на территории России не установлен единый вид облачения школьников, лицеистов и иных учащихся, каждое учебное заведение может устанавливать дресс-код самостоятельно. Длина, стиль и расцветка одежды учеников определяется индивидуально для конкретного заведения, нередко все это выбирается путем долгий дискуссий руководства, учителей, родителей и попечителей.
Обязательная форменная одежда для воспитанников и сотрудников учебных заведений в нашей стране появилась давно - немногим менее двух столетий назад. 11 марта 1834 года отечественные власти (Николай I) утвердили «Положение о гражданских мундирах» - единую систему всех гражданских мундиров в Российской империи. Форма воспитанников гимназий, прогимназий, городских и реальных училищ сперва была очень похожа на военную. Светские модники остроумно называли одеяния своих сыновей «легким гвардейским шиком».
Стандартный форменный комплект включал в себя фуражки, кепи, шинели, пальто, мундиры-полукафтаны, рубахи, блузы, гимнастерки и брюки идентичных фасонов. Цвета, нашивки, значки и фурнитура различались в каждом учебном заведении, как казенном, так и частном. Внешний вид школьной одежды менялся несколько раз. Наиболее часто встречались гимназические форменные комплекты разных оттенков синего и зеленого цвета. Значительно реже попадались серые костюмы.
Воспитанники частных и реальных училищ облачались в аналогичные по составу предметы гардероба. Они выделялись разноцветными, яркими тканями, значками, пуговицами, эмблемами, фурнитурой и т.д. В годы правления Николая II (1896-1914) учащиеся коммерческих учебных заведений получили новую утвержденную школьную форму. Тогда их облачение обязательно включало тужурки (полупальто-пиджак) с отложным воротничком, окантованные по бортам и воротникам.
Полное обмундирование учащегося родители или опекуны приобретали за свой счет. Чаще всего базовые комплекты форменной одежды, прежде всего гимназической, изготавливались на заказ, по индивидуальным меркам. Аксессуары в виде значков и наколок на фуражки и воротники, а также вся фурнитура делалась в соответствии с требованиями избранного казенного или частного образовательного учреждения.
В ХХ столетии воспитанники большинства отечественных учебных заведений, особенно происходящие из небогатых семей, носили форму, сшитую кустарными предприятиями или большими фабриками. Такой метод значительно снижал стоимость производства, соответственно, продукцию могло себе позволить подавляющее большинство граждан страны. Большим скидкам на полный комплект обмундирования школьников также способствовала отмена на государственном уровне обязательного ношения многих элементов формы.
В Советском Союзе широко распространилась практика приобретать одежду, в том числе школьную, «на вырост», чтобы носить ее можно было в течение нескольких лет. Для таких клиентов технологи швейных производств придумали оставлять запас материала на рукавах (за манжетами) и брюках. Когда костюм становился мал ребенку или подростку, родители могли самостоятельно «отпустить» практично сохраненные излишки ткани и быстро получить школьную форму четко «по фигуре» без каких-либо незапланированных затрат.
Еще одна неотъемлемая часть образа советского, а затем и российского школьника - ранец, портфель ил рюкзак. Первые сумки для учащихся изготавливались из дорогой, мягкой и нежной телячьей кожи. Малообеспеченные слои населения приобретали аксессуары из более доступного материала - так называемой «тюленьей кожи» с мехом, выступающим наружу.
В Российской империи воспитанницы женских гимназий в старших классах чаще всего носили книги в руках, без каких-либо сумок или портфелей. Свои учебники девушки просто перетягивали кожаными ремнями крест-накрест. Школьная форма для девочек была утверждена ближе к концу XIX века, поскольку тогда в нашей стране стремительно набирало обороты обязательное женское образование.
В годы правления Александра I (1801-1825) гимназисты и лицеисты облачались в синие мундиры с красными обшлагами и воротниками. Так одетых мальчиков и юношей систематически можно было увидеть на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Воспитанники Царскосельского лицея, в том числе Александр Пушкин, Кондратий Рылеев, Иван Пущин и др., носили также эмблемы своего учебного заведения на фуражках и пряжках ремней.
Значительные изменения во внешний облик учащихся внес соответствующим Указом от 8 декабря 1828 года следующий император Николай I (1825-1855). Согласно документу, учащиеся начальных (первых трех) классов обязаны были носить синие куртки и панталоны поверх сапог, старшеклассникам надлежало одевать темно-синие мундиры с воротниками того же цвета, желтыми или белыми металлическими пуговицами в один ряд, панталонами поверх сапог, синие фуражки и серые шинели. Обязательной форма тогда была только для гимназистов-пансионеров. В остальных учебных заведениях строго зафиксированных образцов форменного облачения учащихся не существовало.
Позднее, 27 февраля 1834 года, Николай I жестко регламентировал внешний вид всех подданных, в том числе проходящих обучение в частных и казенных заведениях. Согласно Статье 88 «Положения о гражданских мундирах», мальчикам и юношам полагалось «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам; носить им фуражки темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Головные уборы также включали обязательные опушки утвержденного для каждого конкретного учебного заведения цвета.
Александр II (1855-1881) уже в самом начале своего правления, 25 июня 1855 года, постановил разделить форму учащихся на повседневную и парадную. Мундиры, которые ввел его отец и предшественник, молодой император отменил. В дни торжественных мероприятий, публичных актов, визитов высоких гостей и иных важнейших событий воспитанникам частных и казенных заведений надлежало облачаться в однобортный полукафтан темно-зеленого цвета. Воротники, обшлаги и вся фурнитура по-прежнему утверждались на уровне руководства и попечителей каждой конкретной школы, гимназии, лицея, училища и т.д.
До 1856 года гимназисты обязаны были ходить в шинелях, затем им разрешили зимой носить двубортные пальто с шестью пуговицами в ряду (по аналогии с формой гвардейских и армейских офицеров). К воротнику были пришиты петли из сукна, цвет их обязательно совпадал с оттенком воротника полукафтана. Зимой, в дни наиболее крепких морозов, верхнюю часть форменного пальто можно было утеплять при помощи меха. В годы ношения шинелей подобные видоизменения вносить в облик учащихся было категорически запрещено.
Следующие существенные изменения в Положение о внешнем виде воспитанников казенных и частных учебных заведений были внесены в ноябре 1864 года (это был так называемый период Великих реформ). Тогда гимназистов, лицеистов и иных учащихся обязали облачаться в однобортные мундиры темно-зеленого цвета. Формой одеяние напоминало кафтан, застегивалось на девять черных пуговиц, имело отложной воротник с темно-синими петлицами. Брюки навыпуск (простые, без окантовки) полностью гармонировали с цветом мундира или имели темно-серый оттенок, в лучших традициях униформы военных. Под мундир надлежало надевать также темно-зеленый однобортный жилет с черными пуговицами, черный галстук из шелка или сукна и фуражку с синим околышем и темно-зеленой тульей. Система расцветок внедрялась повсеместно, школы, лицеи и гимназии могли выражать свой самобытный стиль в образах воспитанников все менее кричащими методами.
Декабрь 1868 года - время очередных перемен в дизайне школьной формы подданных Российской империи. В наименьшей степени это обстоятельство коснулось гимназистов, которым было позволено донашивать одежду старого образца вплоть до истечения сроков ее годности.
С начала 1869 года дети и подростки переоделись в темно-синие костюмы, которые включали в себя:
1. Мундир-полукафтан длиною выше колена с рядом из девяти белых металлических пуговиц; воротник по краю надлежало обшивать серебряным гвардейским узким галуном;
2. Темно-серые брюки-шаровары;
3. Шапка-кепи идентичного с мундиром оттенка; по верхнему краю околыша и тулье нашивались специальные выпушки; в середине располагалась эмблема учебного заведения из посеребренного металла;
4. Зимой комплект дополнялся двубортным пальто на серебряных пуговицах, аналогичным офицерскому, с белыми кантами и специальными мундирными пуговицами.
7 февраля 1870 года специальным Указом власти утвердили общий вид «домашней» одежды воспитанников, обучавшихся в пансионах. Это были серые однобортные кафтаны из сукна с шестью костяными пуговицами и отложными воротниками. Мальчики носили их в комплекте с темно-серыми, также суконными шароварами. Обитателям южных регионов страны в теплое время года можно было также носить однобортные пиджаки из парусины или белого хлопка.
15 октября 1881 года (а это уже время правления Александра III) в статусе официального головного убора воспитанников гимназий, прогимназий и реальных училищ была утверждена специальная фуражка пехотного гвардейского образца Российской Императорской армии. Она пришла на смену кепи. Существовавшая до этого система расцветок распространилась и на форменную новинку. Головы гимназистов покрывали светло-синие или синие изделия с черными козырьками, белой тульей и посеребренной металлической эмблемой заведения. По мере того, как школьная одежда обретала все более ярко выраженные черты офицерского мундира, настроения учеников становились все более воинственными. Также при Александре III форменный набор учащихся укомплектовался рубахами-косоворотками из небеленого полотна, в которых молодые люди могли свободно заниматься гимнастическими упражнениями.
В конце XIX века, уже в годы правления Николая II, воспитанники государственных имперских учебных заведений облачались в гимнастерки из темно-синего сукна, которые застегивались вертикально на три выпуклые серебряные пуговицы. Форма подпоясывалась черным лакированным кушаком с серебряной пряжкой. Карманы на основной будничной одежде отсутствовали. Брюки без окантовки были преимущественно черными или темно-синими, обувь - черная, на шнуровке.
На рубеже XIX-XX столетий гимназисты и лицеисты, обучавшиеся в старших классах, носили кители установленного образца с воротником-стойкой. Одеяние было весьма аскетичным: на нем отсутствовали какие-либо декоративные элементы в виде галунов, нагрудных карманов, окантовок и т.д. Общий вид формы выпускников напоминал офицерский мундир, но китель лицеиста или гимназиста был значительно короче, отличался значительно более дешевой подкладкой и застегивался на внутренние крючки (офицерские мундиры снабжались красивыми металлическими пуговицами с позолоченной или посеребренной поверхностью). Ученики младших классов в предвоенные годы могли надевать зимой каракулевые воротники черного цвета, прежде всего, в дни сильных морозов или обильных снегопадов.
Женская форма гимназисток была официально утверждена в 1886 году. Воспитанницы государственных заведений облачались в темно-коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки (в будни черные, в праздничные и торжественные дни белые). Выходное одеяние, кроме того, включало белый кружевной отложной воротничок (часто ручной работы) и соломенную шляпку.
Воспитанницы частных гимназий, пансионов и лицеев носили форму разных цветов (их устанавливало руководство учебных заведений после совещаний с попечителями и родителями и опекунами девиц). В отдельно взятой школе также могли различаться цвета одежды учениц младших, средних и старших классов. Строгий устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротничка». Модель и покрой форменного платья могли быть любыми и исходили из доходов и общественного положения каждой конкретной семьи.
В дореволюционных гимназиях волосы воспитанниц должны были заплетаться в косу и украшаться черным или белым бантом. Короткие стрижки также не попадали под запрет, но встречались, главным образом, у учениц старших классов или у девочек, перенесших такие тяжелые инфекционные заболевания, как тиф, скарлатина или корь.
В 1918 году гимназическая школьная форма, установленная в Российской империи, была упразднена в рамках Единой трудовой Советской школы. После Революции специальная школьная одежда считалась символом подневольности и тотальной несвободы учеников, их попадание в унизительное положение. От нее пришлось отказаться и по самой банальной причине: ввиду резкого обнищания подавляющего большинства населения страны приобретение специального комплекта одежды для учебы каждому ребенку серьезно ударяло по карману родителей, а с воспитанниками детских домов и приютов дела обстояли еще хуже.
В 1930-е годы впервые в Советском Союзе заговорили о необходимости вводить единый внешний вид для всех учеников. Сначала это стало возможно только для детей, проживающих летом в пионерских лагерях («Артек» или специализированные военные заведения). Эти заведения обладали собственными внутренними производствами одежды и могли обеспечивать каждого ребенка необходимым комплектом форменной одежды.
Послевоенные годы ознаменовались решением к возвращению привычного, классического образа школьника. Девочкам надлежало появляться на занятиях в коричневых платьях с отложными кружевными воротничками и манжетами и в черных фартуках, которые в праздничные и торжественные дни заменялись на белые; в косы можно было вплетать черные или белые ленты. Мальчики носили темно-синие брюки и аналогичные по цвету куртки с эмблемой учебного заведения на рукаве, а также рубашку преимущественно белого или светло-синего цвета.
В первые послевоенные годы, начиная с 1948, школьная форма шилась по образцу гимназических моделей. Такая одежда сразу невыгодно себя зарекомендовала: она была платной, а ввиду скромного материального положения обязательное обмундирование своим детям могли себе позволить далеко не все родители. Повсеместное использование чернил не позволяло ученикам содержать свои костюмы в идеальном порядке: пятно на манжету можно было посадить несколько раз в течение одного дня. Защитные нарукавники по форме носить не полагалось.
Первые серьезные изменения коснулись облика советских школьников в 1954 году. Цвет форменной одежды мальчиков стал темно-серым или темно-синим, что позволяло завуалировать небольшие чернильные пятна. Модели брюк варьировались в зависимости от внутреннего устава отдельного взятого учебного заведения. Изделия отличались длиной, кое-где встречались расклешенные штаны, галифе и т.д. Платья девочек ни в коем случае не должны были поднимать выше колена более, чем на толщину одного пальца.
Стрижки у советских школьников были короткие, аккуратные, военного типа. Девочки могли носить длинные волосы, которые обязательно заплетали в косу. Никакие аксессуары или украшения не допускались. Некоторые послабления случились в 1970-е, когда старшеклассникам разрешили использовать наручные часы.
Обувь под форменную одежду у советских школьников была самая простая -ботинки, сандалии или полуботинки у мальчиков, туфли или босоножки у девочек. Излишне открытые носки не допускались даже в теплые, погожие весенние или осенние дни.
Ученики советских школ вступали в ряды легальных политических организаций для детей и юношества. Фирменная атрибутика этих сообществ прилагалась к форме. Знаменитые примеры - октябрятская звездочка, пионерский галстук и комсомольский значок. Также это были яркие ленты, канты, нашивки, фуражки, пилотки и т.д.
Начало 1960-х ознаменовалось исключением из облика советских школьников «военных» элементов. Мальчикам теперь надлежало облачаться в однобортные полушерстяные открытые пиджаки. В случае очень теплой погоды брюки позволялось заменить на шорты или бриджи также темно-синего цвета. В праздничные дни стала обязательна белая рубашка. Школьная форма девочек осталась без изменений. С 1962 года одинаковый вид стал обязателен для учащихся среднеобразовательных учреждений по всему Советскому Союзу.
Обязательное ношение школьной формы было упразднено 1 сентября 1991 года, хотя некоторые учебные заведения страны сохранили ее еще на один сезон. В столице ее носить не обязывали, еще год это было делом сугубо добровольным. Найти такой товар в магазинах на заре нового этапа отечественной истории было все сложнее и сложнее, а к 1994 форма полностью исчезла с витрин российских универмагов.
Современные школы, лицеи, гимназии и колледжи не обязаны устанавливать внутренний дресс-код, но имеют право регламентировать форму, длину, цвет и материал того, во что будут ежедневно облачаться дети и подростки. Баснословно дорогие аксессуары - легендарные сумки-иконы, золотые ручки или наручные часы - не самые подходящие дополнения к облику школьника, даже старшеклассника. Все это регламентируется на уровне руководства каждого отдельно взятого заведения и обязательно обсуждается с родителями. Несмотря на ограничения, каждый ученик может быть яркой индивидуальностью, выделяться лучше всего не «крутыми шмотками», а личным обаянием, умом, нестандартным мышлением, уникальными талантами и положительной энергетикой.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
Я обучалась в школе в 1990-е - 2000-е годы, то есть в первый класс пришла уже после распада Советского Союза. Много чего тогда резко, внезапно отменилось: сам жизненный уклад подавляющего большинства населения огромной страны в одночасье стал другим. Форменная одежда была упразднена, дети ходили на занятия в том, что под руку попало. У кого-то получалось «слепить» из того, что было, весьма неплохой, эффектный, стильный костюм. Но в большинстве случаев дело обстояло куда хуже.
«Лихие» 90-е - время, когда в России резко прочертились четкие границы социального неравенства. Многие люди сумели быстро значительно улучшить свое материальное положение. Это обстоятельство отразилось на внешнем виде детей: некоторые ученики не отказывали себе в удовольствии появиться на уроках в нарядах от именитых европейских брендов и Домов Моды, девочки щеголяли в неподходящих по возрасту драгоценностях, носили баснословно дорогие швейцарские часы.
Школьная форма это не попытка обезличить учеников и превратить их в огромную биомассу. Скорее, таким способом директора школ, колледжей, училищ, техникумов и иных учебных заведений хотят привить детям и подросткам чувство вкуса и стиля, понимание, что носить в определенных учреждениях можно, чего не стоит и чего категорически нельзя. История этого предмета гардероба продолжительна, интересна, насыщена разными событиями. Познакомимся с ней поближе.
Школьная форма - повседневный костюм воспитанников средних, средне-специальных и средне-профессиональных учебных заведений, который необходимо носить во время нахождения на территории указанных Alma Mater на уроках, праздничных и торжественных мероприятиях. Ее внешний вид бывает регламентирован специальными документами.
На сегодняшний день на территории России не установлен единый вид облачения школьников, лицеистов и иных учащихся, каждое учебное заведение может устанавливать дресс-код самостоятельно. Длина, стиль и расцветка одежды учеников определяется индивидуально для конкретного заведения, нередко все это выбирается путем долгий дискуссий руководства, учителей, родителей и попечителей.
Обязательная форменная одежда для воспитанников и сотрудников учебных заведений в нашей стране появилась давно - немногим менее двух столетий назад. 11 марта 1834 года отечественные власти (Николай I) утвердили «Положение о гражданских мундирах» - единую систему всех гражданских мундиров в Российской империи. Форма воспитанников гимназий, прогимназий, городских и реальных училищ сперва была очень похожа на военную. Светские модники остроумно называли одеяния своих сыновей «легким гвардейским шиком».
Стандартный форменный комплект включал в себя фуражки, кепи, шинели, пальто, мундиры-полукафтаны, рубахи, блузы, гимнастерки и брюки идентичных фасонов. Цвета, нашивки, значки и фурнитура различались в каждом учебном заведении, как казенном, так и частном. Внешний вид школьной одежды менялся несколько раз. Наиболее часто встречались гимназические форменные комплекты разных оттенков синего и зеленого цвета. Значительно реже попадались серые костюмы.
Воспитанники частных и реальных училищ облачались в аналогичные по составу предметы гардероба. Они выделялись разноцветными, яркими тканями, значками, пуговицами, эмблемами, фурнитурой и т.д. В годы правления Николая II (1896-1914) учащиеся коммерческих учебных заведений получили новую утвержденную школьную форму. Тогда их облачение обязательно включало тужурки (полупальто-пиджак) с отложным воротничком, окантованные по бортам и воротникам.
Полное обмундирование учащегося родители или опекуны приобретали за свой счет. Чаще всего базовые комплекты форменной одежды, прежде всего гимназической, изготавливались на заказ, по индивидуальным меркам. Аксессуары в виде значков и наколок на фуражки и воротники, а также вся фурнитура делалась в соответствии с требованиями избранного казенного или частного образовательного учреждения.
В ХХ столетии воспитанники большинства отечественных учебных заведений, особенно происходящие из небогатых семей, носили форму, сшитую кустарными предприятиями или большими фабриками. Такой метод значительно снижал стоимость производства, соответственно, продукцию могло себе позволить подавляющее большинство граждан страны. Большим скидкам на полный комплект обмундирования школьников также способствовала отмена на государственном уровне обязательного ношения многих элементов формы.
В Советском Союзе широко распространилась практика приобретать одежду, в том числе школьную, «на вырост», чтобы носить ее можно было в течение нескольких лет. Для таких клиентов технологи швейных производств придумали оставлять запас материала на рукавах (за манжетами) и брюках. Когда костюм становился мал ребенку или подростку, родители могли самостоятельно «отпустить» практично сохраненные излишки ткани и быстро получить школьную форму четко «по фигуре» без каких-либо незапланированных затрат.
Еще одна неотъемлемая часть образа советского, а затем и российского школьника - ранец, портфель ил рюкзак. Первые сумки для учащихся изготавливались из дорогой, мягкой и нежной телячьей кожи. Малообеспеченные слои населения приобретали аксессуары из более доступного материала - так называемой «тюленьей кожи» с мехом, выступающим наружу.
В Российской империи воспитанницы женских гимназий в старших классах чаще всего носили книги в руках, без каких-либо сумок или портфелей. Свои учебники девушки просто перетягивали кожаными ремнями крест-накрест. Школьная форма для девочек была утверждена ближе к концу XIX века, поскольку тогда в нашей стране стремительно набирало обороты обязательное женское образование.
В годы правления Александра I (1801-1825) гимназисты и лицеисты облачались в синие мундиры с красными обшлагами и воротниками. Так одетых мальчиков и юношей систематически можно было увидеть на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Воспитанники Царскосельского лицея, в том числе Александр Пушкин, Кондратий Рылеев, Иван Пущин и др., носили также эмблемы своего учебного заведения на фуражках и пряжках ремней.
Значительные изменения во внешний облик учащихся внес соответствующим Указом от 8 декабря 1828 года следующий император Николай I (1825-1855). Согласно документу, учащиеся начальных (первых трех) классов обязаны были носить синие куртки и панталоны поверх сапог, старшеклассникам надлежало одевать темно-синие мундиры с воротниками того же цвета, желтыми или белыми металлическими пуговицами в один ряд, панталонами поверх сапог, синие фуражки и серые шинели. Обязательной форма тогда была только для гимназистов-пансионеров. В остальных учебных заведениях строго зафиксированных образцов форменного облачения учащихся не существовало.
Позднее, 27 февраля 1834 года, Николай I жестко регламентировал внешний вид всех подданных, в том числе проходящих обучение в частных и казенных заведениях. Согласно Статье 88 «Положения о гражданских мундирах», мальчикам и юношам полагалось «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам; носить им фуражки темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Головные уборы также включали обязательные опушки утвержденного для каждого конкретного учебного заведения цвета.
Александр II (1855-1881) уже в самом начале своего правления, 25 июня 1855 года, постановил разделить форму учащихся на повседневную и парадную. Мундиры, которые ввел его отец и предшественник, молодой император отменил. В дни торжественных мероприятий, публичных актов, визитов высоких гостей и иных важнейших событий воспитанникам частных и казенных заведений надлежало облачаться в однобортный полукафтан темно-зеленого цвета. Воротники, обшлаги и вся фурнитура по-прежнему утверждались на уровне руководства и попечителей каждой конкретной школы, гимназии, лицея, училища и т.д.
До 1856 года гимназисты обязаны были ходить в шинелях, затем им разрешили зимой носить двубортные пальто с шестью пуговицами в ряду (по аналогии с формой гвардейских и армейских офицеров). К воротнику были пришиты петли из сукна, цвет их обязательно совпадал с оттенком воротника полукафтана. Зимой, в дни наиболее крепких морозов, верхнюю часть форменного пальто можно было утеплять при помощи меха. В годы ношения шинелей подобные видоизменения вносить в облик учащихся было категорически запрещено.
Следующие существенные изменения в Положение о внешнем виде воспитанников казенных и частных учебных заведений были внесены в ноябре 1864 года (это был так называемый период Великих реформ). Тогда гимназистов, лицеистов и иных учащихся обязали облачаться в однобортные мундиры темно-зеленого цвета. Формой одеяние напоминало кафтан, застегивалось на девять черных пуговиц, имело отложной воротник с темно-синими петлицами. Брюки навыпуск (простые, без окантовки) полностью гармонировали с цветом мундира или имели темно-серый оттенок, в лучших традициях униформы военных. Под мундир надлежало надевать также темно-зеленый однобортный жилет с черными пуговицами, черный галстук из шелка или сукна и фуражку с синим околышем и темно-зеленой тульей. Система расцветок внедрялась повсеместно, школы, лицеи и гимназии могли выражать свой самобытный стиль в образах воспитанников все менее кричащими методами.
Декабрь 1868 года - время очередных перемен в дизайне школьной формы подданных Российской империи. В наименьшей степени это обстоятельство коснулось гимназистов, которым было позволено донашивать одежду старого образца вплоть до истечения сроков ее годности.
С начала 1869 года дети и подростки переоделись в темно-синие костюмы, которые включали в себя:
1. Мундир-полукафтан длиною выше колена с рядом из девяти белых металлических пуговиц; воротник по краю надлежало обшивать серебряным гвардейским узким галуном;
2. Темно-серые брюки-шаровары;
3. Шапка-кепи идентичного с мундиром оттенка; по верхнему краю околыша и тулье нашивались специальные выпушки; в середине располагалась эмблема учебного заведения из посеребренного металла;
4. Зимой комплект дополнялся двубортным пальто на серебряных пуговицах, аналогичным офицерскому, с белыми кантами и специальными мундирными пуговицами.
7 февраля 1870 года специальным Указом власти утвердили общий вид «домашней» одежды воспитанников, обучавшихся в пансионах. Это были серые однобортные кафтаны из сукна с шестью костяными пуговицами и отложными воротниками. Мальчики носили их в комплекте с темно-серыми, также суконными шароварами. Обитателям южных регионов страны в теплое время года можно было также носить однобортные пиджаки из парусины или белого хлопка.
15 октября 1881 года (а это уже время правления Александра III) в статусе официального головного убора воспитанников гимназий, прогимназий и реальных училищ была утверждена специальная фуражка пехотного гвардейского образца Российской Императорской армии. Она пришла на смену кепи. Существовавшая до этого система расцветок распространилась и на форменную новинку. Головы гимназистов покрывали светло-синие или синие изделия с черными козырьками, белой тульей и посеребренной металлической эмблемой заведения. По мере того, как школьная одежда обретала все более ярко выраженные черты офицерского мундира, настроения учеников становились все более воинственными. Также при Александре III форменный набор учащихся укомплектовался рубахами-косоворотками из небеленого полотна, в которых молодые люди могли свободно заниматься гимнастическими упражнениями.
В конце XIX века, уже в годы правления Николая II, воспитанники государственных имперских учебных заведений облачались в гимнастерки из темно-синего сукна, которые застегивались вертикально на три выпуклые серебряные пуговицы. Форма подпоясывалась черным лакированным кушаком с серебряной пряжкой. Карманы на основной будничной одежде отсутствовали. Брюки без окантовки были преимущественно черными или темно-синими, обувь - черная, на шнуровке.
На рубеже XIX-XX столетий гимназисты и лицеисты, обучавшиеся в старших классах, носили кители установленного образца с воротником-стойкой. Одеяние было весьма аскетичным: на нем отсутствовали какие-либо декоративные элементы в виде галунов, нагрудных карманов, окантовок и т.д. Общий вид формы выпускников напоминал офицерский мундир, но китель лицеиста или гимназиста был значительно короче, отличался значительно более дешевой подкладкой и застегивался на внутренние крючки (офицерские мундиры снабжались красивыми металлическими пуговицами с позолоченной или посеребренной поверхностью). Ученики младших классов в предвоенные годы могли надевать зимой каракулевые воротники черного цвета, прежде всего, в дни сильных морозов или обильных снегопадов.
Женская форма гимназисток была официально утверждена в 1886 году. Воспитанницы государственных заведений облачались в темно-коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки (в будни черные, в праздничные и торжественные дни белые). Выходное одеяние, кроме того, включало белый кружевной отложной воротничок (часто ручной работы) и соломенную шляпку.
Воспитанницы частных гимназий, пансионов и лицеев носили форму разных цветов (их устанавливало руководство учебных заведений после совещаний с попечителями и родителями и опекунами девиц). В отдельно взятой школе также могли различаться цвета одежды учениц младших, средних и старших классов. Строгий устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротничка». Модель и покрой форменного платья могли быть любыми и исходили из доходов и общественного положения каждой конкретной семьи.
В дореволюционных гимназиях волосы воспитанниц должны были заплетаться в косу и украшаться черным или белым бантом. Короткие стрижки также не попадали под запрет, но встречались, главным образом, у учениц старших классов или у девочек, перенесших такие тяжелые инфекционные заболевания, как тиф, скарлатина или корь.
В 1918 году гимназическая школьная форма, установленная в Российской империи, была упразднена в рамках Единой трудовой Советской школы. После Революции специальная школьная одежда считалась символом подневольности и тотальной несвободы учеников, их попадание в унизительное положение. От нее пришлось отказаться и по самой банальной причине: ввиду резкого обнищания подавляющего большинства населения страны приобретение специального комплекта одежды для учебы каждому ребенку серьезно ударяло по карману родителей, а с воспитанниками детских домов и приютов дела обстояли еще хуже.
В 1930-е годы впервые в Советском Союзе заговорили о необходимости вводить единый внешний вид для всех учеников. Сначала это стало возможно только для детей, проживающих летом в пионерских лагерях («Артек» или специализированные военные заведения). Эти заведения обладали собственными внутренними производствами одежды и могли обеспечивать каждого ребенка необходимым комплектом форменной одежды.
Послевоенные годы ознаменовались решением к возвращению привычного, классического образа школьника. Девочкам надлежало появляться на занятиях в коричневых платьях с отложными кружевными воротничками и манжетами и в черных фартуках, которые в праздничные и торжественные дни заменялись на белые; в косы можно было вплетать черные или белые ленты. Мальчики носили темно-синие брюки и аналогичные по цвету куртки с эмблемой учебного заведения на рукаве, а также рубашку преимущественно белого или светло-синего цвета.
В первые послевоенные годы, начиная с 1948, школьная форма шилась по образцу гимназических моделей. Такая одежда сразу невыгодно себя зарекомендовала: она была платной, а ввиду скромного материального положения обязательное обмундирование своим детям могли себе позволить далеко не все родители. Повсеместное использование чернил не позволяло ученикам содержать свои костюмы в идеальном порядке: пятно на манжету можно было посадить несколько раз в течение одного дня. Защитные нарукавники по форме носить не полагалось.
Первые серьезные изменения коснулись облика советских школьников в 1954 году. Цвет форменной одежды мальчиков стал темно-серым или темно-синим, что позволяло завуалировать небольшие чернильные пятна. Модели брюк варьировались в зависимости от внутреннего устава отдельного взятого учебного заведения. Изделия отличались длиной, кое-где встречались расклешенные штаны, галифе и т.д. Платья девочек ни в коем случае не должны были поднимать выше колена более, чем на толщину одного пальца.
Стрижки у советских школьников были короткие, аккуратные, военного типа. Девочки могли носить длинные волосы, которые обязательно заплетали в косу. Никакие аксессуары или украшения не допускались. Некоторые послабления случились в 1970-е, когда старшеклассникам разрешили использовать наручные часы.
Обувь под форменную одежду у советских школьников была самая простая -ботинки, сандалии или полуботинки у мальчиков, туфли или босоножки у девочек. Излишне открытые носки не допускались даже в теплые, погожие весенние или осенние дни.
Ученики советских школ вступали в ряды легальных политических организаций для детей и юношества. Фирменная атрибутика этих сообществ прилагалась к форме. Знаменитые примеры - октябрятская звездочка, пионерский галстук и комсомольский значок. Также это были яркие ленты, канты, нашивки, фуражки, пилотки и т.д.
Начало 1960-х ознаменовалось исключением из облика советских школьников «военных» элементов. Мальчикам теперь надлежало облачаться в однобортные полушерстяные открытые пиджаки. В случае очень теплой погоды брюки позволялось заменить на шорты или бриджи также темно-синего цвета. В праздничные дни стала обязательна белая рубашка. Школьная форма девочек осталась без изменений. С 1962 года одинаковый вид стал обязателен для учащихся среднеобразовательных учреждений по всему Советскому Союзу.
Обязательное ношение школьной формы было упразднено 1 сентября 1991 года, хотя некоторые учебные заведения страны сохранили ее еще на один сезон. В столице ее носить не обязывали, еще год это было делом сугубо добровольным. Найти такой товар в магазинах на заре нового этапа отечественной истории было все сложнее и сложнее, а к 1994 форма полностью исчезла с витрин российских универмагов.
Современные школы, лицеи, гимназии и колледжи не обязаны устанавливать внутренний дресс-код, но имеют право регламентировать форму, длину, цвет и материал того, во что будут ежедневно облачаться дети и подростки. Баснословно дорогие аксессуары - легендарные сумки-иконы, золотые ручки или наручные часы - не самые подходящие дополнения к облику школьника, даже старшеклассника. Все это регламентируется на уровне руководства каждого отдельно взятого заведения и обязательно обсуждается с родителями. Несмотря на ограничения, каждый ученик может быть яркой индивидуальностью, выделяться лучше всего не «крутыми шмотками», а личным обаянием, умом, нестандартным мышлением, уникальными талантами и положительной энергетикой.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета