«Держи ноги в тепле, живот в голоде, а голову в холоде». Знаменитое обращение-рекомендация полководца А.В.Суворова к своим солдатам давно стало афоризмом. Хотя бы раз в жизни эту фразу использовали многие родители, объясняя своим детям, как получше одеться, чтобы чувствовать себя максимально комфортно в любое время года. Из всей мысли сегодня мне бы хотелось выделить фрагмент, касающийся головы.
«Держи голову в холоде»… Очевидно, что любые перегревания могут негативно сказаться и на мыслительном процессе, и на самочувствии человека. Вывод напрашивается легко и быстро: в летнюю жару ни в коем случае не стоит ходить по улице, да еще под прямыми солнечными лучами, с непокрытой головой. Это простое правило касается и морских курортов, и городов, и любых других населенных пунктов.
Проще всего защитить свои волосы от агрессивных солнечных лучей с помощью головных уборов - кепок, бейсболок, шапок, шляп, бандан и т.д. Ведущие дизайнеры и Дома Моды России, Европы и Америки наперебой предлагают невероятное количество моделей на любой вкус, цвет и кошелек.
Сегодня мне бы хотелось заострить внимание на вечной классике, актуальной едва ли не каждый весенне-летний сезон - на соломенных шляпах. Этот предмет гардероба прошел долгий, интересный, захватывающий путь. Попробуем проследить его вместе.
О том, что голову просто необходимо защищать от агрессивного воздействия не только пронизывающего ветра, но и беспощадно палящих солнечных лучей, люди начали догадываться уже на заре своей истории. Существует подтвержденная результатами археологических раскопок гипотеза, согласно которой первые головные уборы были сплетены из соломы - всегда самого простого в обращении и доступного как богачам, так и беднякам материала. Родились соломенные шляпки в эпоху Античности - костюм древнегреческого пастуха обязательно включал в себя сделанную вручную шапочку.
Легенда гласит, что форму и дизайн изделий эллинам подсказал бог Гермес, который, будучи покровителем торговли, много времени проводил в дороге, путешествовал в любую погоду. Изделие из соломы получило название «петас» и представляло собой тулью с небольшими полями. Также шляпы снабжались длинным шнурком, чтобы их можно было с комфортом носить за спиной. Первыми потребителями товаров такого рода стали пастухи и путешественники - люди, вынужденные ежедневно проводить долгие часы под палящим солнцем.
Своя национальная «версия» головного убора из соломы была в каждой древней цивилизации, что наглядно демонстрируют рисунки старинных костюмов разных стран. Многим современным людям хорошо знакомы конусообразные нон-ла - шляпы, популярные среди жителей азиатских стран, работавших на рисовых плантациях. Эти одеяния можно найти на картинах китайских и японских мастеров. Советские и российские дети увидели старинные азиатские остроконечные соломенные шляпы в мультфильмах про братьев Лю, а также в анимационной экранизации сказки Г.Х.Андерсена «Соловей».
Восток - дело тонкое, вот и вокруг появления нон-ла ходит легенда. Существует предположение, что шляпу создала снизошедшая с небес богиня. В царстве людей она появилась в гигантском головном уборе, сделанном из четырех огромных пальмовых листьев. Конструкция держалась на каркасе из бамбуковых палочек. Головной убор имел форму конуса, что позволяло ему защищать своего обладателя не только от палящих солнечных лучей, но и от дождя: вода стекала вдоль изделия, минуя лицо.
Шляпы нон-ла сегодня делаются и в промышленных масштабах, и в штучном экземпляре, как машинным способом, так и вручную. Для них подходит не всякое сырье, а листья лишь отдельных видов пальм, например, сабаль. Растение важно собрать, пока оно еще зеленое. Затем листья нужно отмочить, отгладить и отбелить специально приготовленной горячей серой.
На следующем этапе истории моды нон-ла стала основой для создания революционной формы головного убора - шляпы с полями. Иметь ее в своем гардеробе было престижно для представителей высшего света большинства европейских стран, затем это веяние дошло до России.
Поля шляпы - своеобразная «визитная карточка»: уже несколько веков назад они помогали понять, откуда прибыл человек. Широкополые изделия свидетельствовали о южном происхождении владельца. Это утверждение логично: во Франции, Италии, Греции и Испании солнце очень яркое, агрессивное, от него нужна надежная защита. Огромные поля закрывают от горячих лучей и голову, и шею, и плечи, и зону декольте. Наиболее известная модель такого вида - сомбреро, изобретение испанских модельеров.
Италия, как одна из самых «модных» стран мира, также внесла свою посильную лепту в историю головных уборов из соломы. Сегодня известно множество моделей и форм этого элегантного аксессуара, но наибольшую популярность долгие десятилетия имеют ливорнийские и флорентийские шляпки. С разнообразием этих изделий можно ознакомиться, изучая не только глянцевые журналы, но и картины мастеров XIX века.
Итальянские соломенные шляпы представляют собой головной убор с мягкими широкими полями и круглой тульей. Для их изготовления используется особый сорт соломы выразительного золотистого оттенка, который получается из пшеницы «марцуло». Уникальное сырье, используемое исключительно для рукоделия и непригодное для еды, вывел в начале XVIII века ученый-любитель, фермер Доменико Микелаччи.
Итальянские шляпки классифицированы по региону происхождения, а главное различие между ними заключается в технике плетения. Ливорнийские изделия получаются методом «леггорн», напоминающим создание косичек. Флорентийские выделяются, прежде всего, высокородным происхождением своих обладателей, соответственно, мастера старались придать им как можно более элегантную, изысканную форму. Все остальные модели долго входили в гардероб, главным образом, бедных крестьян.
Итальянские аристократки стремились сделать свои нежные, изящные шляпки уникальными, для чего украшали их вручную. И сейчас в музеях материальной культуры быта можно увидеть флорентийские головные уборы из соломы, украшенные искусно сделанными букетиками матерчатых цветов, вышивкой золотыми и серебряными нитями, широкими лентами ярких цветов.
Начало 1860-х годов подарило миру новую модель соломенных головных уборов. Американский дизайнер, шляпных дел мастер Джон Баттерсон Стетсон впервые сплел аксессуар для ковбоев, которому дал оригинальное название «Boss of the Plains» («хозяин равнин»). Очень скоро такая шляпа вошла в историю как яркий, узнаваемый символ Дикого Запада. Сперва их изготавливали из войлока, но очень быстро в промышленных масштабах начали плести из соломы. Подобные аксессуары в современном обществе тесно увязываются с музыкантами, работающими в стиле «кантри», с ковбоями и рейнджерами.
Конец XIX века положил начало новому этапу истории соломенных шляп. Все очень просто: тогда они стали очень популярны среди любителей пляжного отдыха. Соответственно, их охотно добавляли в свои круизные коллекции ведущие Дома Моды и бренды Европы. На курортах Италии, Франции, Испании, Греции и других стран в солнечных лучах сияли золотом эти комфортные, элегантные, красивые головные уборы.
В этот период времени жители больших и малых городов с удовольствием носили новую модель соломенной шляпы - так называемую «федору» (плетеное изделие с небольшими полями и ложбинками по бокам тульи и по центру). Годом ее рождения считается 1882-й. Изготовлена она была специально для французской актрисы Сары Бернар, которая принимала участие в спектакле «Федора», где играла роль вдовы графа Горышкина.
Элегантный, ультрамодный головной убор пришелся по вкусу многим зрителям, в том числе гангстерам, которые сразу стали заказывать себе аналогичные аксессуары из фетра. Долгое время эта модель предназначалась исключительно для мужчин, женский вариант появился лишь через 100 лет - в начале 1980-х.
Начало ХХ столетия подарило миру еще один знаменитый головной убор - шляпку «канотье» (модель цилиндрической формы с прямыми полями, тулью опоясывает широкая лента). За много столетий до этого такое изделие можно было увидеть разве что на головах венецианских гондольеров, а уже век назад оно вошло в моду среди посетителей и участников крикетных матчей, любителей лодочных прогулок и трапез на природе. Чуть позже канотье вошли в состав школьной формы для мальчиков, обучавшихся в закрытых заведениях элитарного типа. Эта тенденция продолжается и сейчас. Вспомним, например, костюм, в котором отправлялся учиться кузен Гарри Поттера Дадли Дурсль. На голове рослого, полного подростка небольшая шляпка смотрелась комично, но незамеченной не осталась.
Первую женскую шляпку «канотье» для себя изготовила Коко Шанель. В этом своем изобретении она неоднократно становилась центром внимания фотографов. Прежде, чем создать собственную модель, знаменитая мадемуазель скупала за бесценок оптовые партии соломенных головных уборов в «Галери Лафайет», украшала их яркими, разноцветными лентами и реализовывала их как продукцию своего Дома Моды. Цена изделий, разумеется, значительно увеличивалась.
К началу Второй Мировой войны популярность таких аксессуаров резко сошла на нет. Вновь они вышли на гребень fashion-волны значительно позже - лишь к середине 1970-х. Так, в 1976 году капсульная и весенне-летняя коллекции Дома Chanel вновь порадовали французских модников и модниц обилием образов, гармонично завершенных элегантными шляпами из фетра и соломы. Традиции, заложенные мадемуазель Габриэль, сохранил ее «творческий наследник» - арт-директор бренда Карл Лагерфельд. Все последующие годы повальное увлечение соломенными головными уборами постепенно перенимали самые знаменитые Дома Моды Европы, в том числе Dior, Gucci, Armani, Versace и т.д.
Итак, спустя несколько столетий, сквозь многие направления в искусстве, общественные настроения и политические режимы, соломенные шляпы прошли долгий путь от простых крестьян и пастухов до школьников закрытых элитарных учетных заведений и высокородных богачей мужского и женского пола, различных возрастов и профессий. Сейчас их одевают и в будни, и в праздники, и на работу/учебу, и на отдых, в любое время дня и ночи, в какой угодно сезон.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета
«Держи голову в холоде»… Очевидно, что любые перегревания могут негативно сказаться и на мыслительном процессе, и на самочувствии человека. Вывод напрашивается легко и быстро: в летнюю жару ни в коем случае не стоит ходить по улице, да еще под прямыми солнечными лучами, с непокрытой головой. Это простое правило касается и морских курортов, и городов, и любых других населенных пунктов.
Проще всего защитить свои волосы от агрессивных солнечных лучей с помощью головных уборов - кепок, бейсболок, шапок, шляп, бандан и т.д. Ведущие дизайнеры и Дома Моды России, Европы и Америки наперебой предлагают невероятное количество моделей на любой вкус, цвет и кошелек.
Сегодня мне бы хотелось заострить внимание на вечной классике, актуальной едва ли не каждый весенне-летний сезон - на соломенных шляпах. Этот предмет гардероба прошел долгий, интересный, захватывающий путь. Попробуем проследить его вместе.
О том, что голову просто необходимо защищать от агрессивного воздействия не только пронизывающего ветра, но и беспощадно палящих солнечных лучей, люди начали догадываться уже на заре своей истории. Существует подтвержденная результатами археологических раскопок гипотеза, согласно которой первые головные уборы были сплетены из соломы - всегда самого простого в обращении и доступного как богачам, так и беднякам материала. Родились соломенные шляпки в эпоху Античности - костюм древнегреческого пастуха обязательно включал в себя сделанную вручную шапочку.
Легенда гласит, что форму и дизайн изделий эллинам подсказал бог Гермес, который, будучи покровителем торговли, много времени проводил в дороге, путешествовал в любую погоду. Изделие из соломы получило название «петас» и представляло собой тулью с небольшими полями. Также шляпы снабжались длинным шнурком, чтобы их можно было с комфортом носить за спиной. Первыми потребителями товаров такого рода стали пастухи и путешественники - люди, вынужденные ежедневно проводить долгие часы под палящим солнцем.
Своя национальная «версия» головного убора из соломы была в каждой древней цивилизации, что наглядно демонстрируют рисунки старинных костюмов разных стран. Многим современным людям хорошо знакомы конусообразные нон-ла - шляпы, популярные среди жителей азиатских стран, работавших на рисовых плантациях. Эти одеяния можно найти на картинах китайских и японских мастеров. Советские и российские дети увидели старинные азиатские остроконечные соломенные шляпы в мультфильмах про братьев Лю, а также в анимационной экранизации сказки Г.Х.Андерсена «Соловей».
Восток - дело тонкое, вот и вокруг появления нон-ла ходит легенда. Существует предположение, что шляпу создала снизошедшая с небес богиня. В царстве людей она появилась в гигантском головном уборе, сделанном из четырех огромных пальмовых листьев. Конструкция держалась на каркасе из бамбуковых палочек. Головной убор имел форму конуса, что позволяло ему защищать своего обладателя не только от палящих солнечных лучей, но и от дождя: вода стекала вдоль изделия, минуя лицо.
Шляпы нон-ла сегодня делаются и в промышленных масштабах, и в штучном экземпляре, как машинным способом, так и вручную. Для них подходит не всякое сырье, а листья лишь отдельных видов пальм, например, сабаль. Растение важно собрать, пока оно еще зеленое. Затем листья нужно отмочить, отгладить и отбелить специально приготовленной горячей серой.
На следующем этапе истории моды нон-ла стала основой для создания революционной формы головного убора - шляпы с полями. Иметь ее в своем гардеробе было престижно для представителей высшего света большинства европейских стран, затем это веяние дошло до России.
Поля шляпы - своеобразная «визитная карточка»: уже несколько веков назад они помогали понять, откуда прибыл человек. Широкополые изделия свидетельствовали о южном происхождении владельца. Это утверждение логично: во Франции, Италии, Греции и Испании солнце очень яркое, агрессивное, от него нужна надежная защита. Огромные поля закрывают от горячих лучей и голову, и шею, и плечи, и зону декольте. Наиболее известная модель такого вида - сомбреро, изобретение испанских модельеров.
Италия, как одна из самых «модных» стран мира, также внесла свою посильную лепту в историю головных уборов из соломы. Сегодня известно множество моделей и форм этого элегантного аксессуара, но наибольшую популярность долгие десятилетия имеют ливорнийские и флорентийские шляпки. С разнообразием этих изделий можно ознакомиться, изучая не только глянцевые журналы, но и картины мастеров XIX века.
Итальянские соломенные шляпы представляют собой головной убор с мягкими широкими полями и круглой тульей. Для их изготовления используется особый сорт соломы выразительного золотистого оттенка, который получается из пшеницы «марцуло». Уникальное сырье, используемое исключительно для рукоделия и непригодное для еды, вывел в начале XVIII века ученый-любитель, фермер Доменико Микелаччи.
Итальянские шляпки классифицированы по региону происхождения, а главное различие между ними заключается в технике плетения. Ливорнийские изделия получаются методом «леггорн», напоминающим создание косичек. Флорентийские выделяются, прежде всего, высокородным происхождением своих обладателей, соответственно, мастера старались придать им как можно более элегантную, изысканную форму. Все остальные модели долго входили в гардероб, главным образом, бедных крестьян.
Итальянские аристократки стремились сделать свои нежные, изящные шляпки уникальными, для чего украшали их вручную. И сейчас в музеях материальной культуры быта можно увидеть флорентийские головные уборы из соломы, украшенные искусно сделанными букетиками матерчатых цветов, вышивкой золотыми и серебряными нитями, широкими лентами ярких цветов.
Начало 1860-х годов подарило миру новую модель соломенных головных уборов. Американский дизайнер, шляпных дел мастер Джон Баттерсон Стетсон впервые сплел аксессуар для ковбоев, которому дал оригинальное название «Boss of the Plains» («хозяин равнин»). Очень скоро такая шляпа вошла в историю как яркий, узнаваемый символ Дикого Запада. Сперва их изготавливали из войлока, но очень быстро в промышленных масштабах начали плести из соломы. Подобные аксессуары в современном обществе тесно увязываются с музыкантами, работающими в стиле «кантри», с ковбоями и рейнджерами.
Конец XIX века положил начало новому этапу истории соломенных шляп. Все очень просто: тогда они стали очень популярны среди любителей пляжного отдыха. Соответственно, их охотно добавляли в свои круизные коллекции ведущие Дома Моды и бренды Европы. На курортах Италии, Франции, Испании, Греции и других стран в солнечных лучах сияли золотом эти комфортные, элегантные, красивые головные уборы.
В этот период времени жители больших и малых городов с удовольствием носили новую модель соломенной шляпы - так называемую «федору» (плетеное изделие с небольшими полями и ложбинками по бокам тульи и по центру). Годом ее рождения считается 1882-й. Изготовлена она была специально для французской актрисы Сары Бернар, которая принимала участие в спектакле «Федора», где играла роль вдовы графа Горышкина.
Элегантный, ультрамодный головной убор пришелся по вкусу многим зрителям, в том числе гангстерам, которые сразу стали заказывать себе аналогичные аксессуары из фетра. Долгое время эта модель предназначалась исключительно для мужчин, женский вариант появился лишь через 100 лет - в начале 1980-х.
Начало ХХ столетия подарило миру еще один знаменитый головной убор - шляпку «канотье» (модель цилиндрической формы с прямыми полями, тулью опоясывает широкая лента). За много столетий до этого такое изделие можно было увидеть разве что на головах венецианских гондольеров, а уже век назад оно вошло в моду среди посетителей и участников крикетных матчей, любителей лодочных прогулок и трапез на природе. Чуть позже канотье вошли в состав школьной формы для мальчиков, обучавшихся в закрытых заведениях элитарного типа. Эта тенденция продолжается и сейчас. Вспомним, например, костюм, в котором отправлялся учиться кузен Гарри Поттера Дадли Дурсль. На голове рослого, полного подростка небольшая шляпка смотрелась комично, но незамеченной не осталась.
Первую женскую шляпку «канотье» для себя изготовила Коко Шанель. В этом своем изобретении она неоднократно становилась центром внимания фотографов. Прежде, чем создать собственную модель, знаменитая мадемуазель скупала за бесценок оптовые партии соломенных головных уборов в «Галери Лафайет», украшала их яркими, разноцветными лентами и реализовывала их как продукцию своего Дома Моды. Цена изделий, разумеется, значительно увеличивалась.
К началу Второй Мировой войны популярность таких аксессуаров резко сошла на нет. Вновь они вышли на гребень fashion-волны значительно позже - лишь к середине 1970-х. Так, в 1976 году капсульная и весенне-летняя коллекции Дома Chanel вновь порадовали французских модников и модниц обилием образов, гармонично завершенных элегантными шляпами из фетра и соломы. Традиции, заложенные мадемуазель Габриэль, сохранил ее «творческий наследник» - арт-директор бренда Карл Лагерфельд. Все последующие годы повальное увлечение соломенными головными уборами постепенно перенимали самые знаменитые Дома Моды Европы, в том числе Dior, Gucci, Armani, Versace и т.д.
Итак, спустя несколько столетий, сквозь многие направления в искусстве, общественные настроения и политические режимы, соломенные шляпы прошли долгий путь от простых крестьян и пастухов до школьников закрытых элитарных учетных заведений и высокородных богачей мужского и женского пола, различных возрастов и профессий. Сейчас их одевают и в будни, и в праздники, и на работу/учебу, и на отдых, в любое время дня и ночи, в какой угодно сезон.
Ольга Пурчинская
Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета