Русские традиции, в частности, их древнеславянские корни, это по-настоящему глубокая, можно даже сказать неисчерпаемая тема. Как вы помните, буквально на днях меня заинтересовала тема императорского бала 1903 года, костюмированного торжества, на котором гости присутствовали в нарядах допетровской эпохи. Немного решила углубиться в эту тему. Сегодня хочу рассказать о таком элементе дамского гардероба, как понёва.
Существует гипотеза, что название свое понёва получила от старинного слова «понять», то есть «обнять». Так называлась часть русского народного костюма, являвшая собой шерстяную юбку. Носили ее замужние женщины. Изготавливалось изделие из нескольких (чаще всего от 2 до 8) кусков шерстяной материи. Обычно ткань была клетчатой или однотонной, в основном черной или синей, реже красной. Подол юбки щедро декорировался.
На Руси существовало поверие, согласно которому девушка, облаченная в поневу, уже могла быть сосватана. Девушки облачались в нее по достижении половой зрелости, иногда такая юбка включалась в свадебный гарнитур невесты. Это древнее одеяние носилось в комплекте со специальным нагрудно-плечевым нарядом и специальным старинным головным убором – кичкой.
Надевание поневы становилось частью важного события в жизни девушки – достижения ею совершеннолетия. Переодевшись в такое одеяние, юная женщина как бы скидывала с себя девичью рубаху и наряжалась как взрослая. Отсюда известное выражение, что девушка «рубаху сняла».
Эта старинная набедренная одежда, являвшая собой полотнище ткани, в древние времена заменяла женщинам юбку. Вхождение во «взрослый костюм» сопровождалось множеством традиционных ритуалов и обычаев.
Сырье для понёвы специально изготавливалось на ткацком станке. На одну юбку чаще всего уходило не менее трех кусков материи. Надевалось это изделие поверх рубахи – оборачивалось вокруг бедер и подпоясывалось при помощи специального шерстяного шнура – гашника. Завязываться юбка могла как на уровне талии, так и выше – под линией груди. Сверху часто надевался фартук.
Основа для понёвы изготавливалась из конопли или крапивы, верхняя часть – из шерсти. Для третьего слоя, являвшего собой подклад, чаще всего использовали холщовую материю.
Как украшались понёвы? Простор для творчества у русских мастериц был весьма широк. Часто подолы украшались разрезами. Швы щедро декорировались вышивкой. Порой рукодельницы расшивали подол тончайшими кружевами и яркой тесьмой. В дело также шли яркие бусы многочисленных оттенков, форм и фактур.
Понёва – не только еще один отрез материи, который можно было обернуть вокруг линии бедра, но и настоящее произведение искусства, рожденное благодаря таланту и фантазии мастериц-рукодельниц, которыми всегда были богаты русские земли
Ольга Пурчинская
Существует гипотеза, что название свое понёва получила от старинного слова «понять», то есть «обнять». Так называлась часть русского народного костюма, являвшая собой шерстяную юбку. Носили ее замужние женщины. Изготавливалось изделие из нескольких (чаще всего от 2 до 8) кусков шерстяной материи. Обычно ткань была клетчатой или однотонной, в основном черной или синей, реже красной. Подол юбки щедро декорировался.
На Руси существовало поверие, согласно которому девушка, облаченная в поневу, уже могла быть сосватана. Девушки облачались в нее по достижении половой зрелости, иногда такая юбка включалась в свадебный гарнитур невесты. Это древнее одеяние носилось в комплекте со специальным нагрудно-плечевым нарядом и специальным старинным головным убором – кичкой.
Надевание поневы становилось частью важного события в жизни девушки – достижения ею совершеннолетия. Переодевшись в такое одеяние, юная женщина как бы скидывала с себя девичью рубаху и наряжалась как взрослая. Отсюда известное выражение, что девушка «рубаху сняла».
Эта старинная набедренная одежда, являвшая собой полотнище ткани, в древние времена заменяла женщинам юбку. Вхождение во «взрослый костюм» сопровождалось множеством традиционных ритуалов и обычаев.
Сырье для понёвы специально изготавливалось на ткацком станке. На одну юбку чаще всего уходило не менее трех кусков материи. Надевалось это изделие поверх рубахи – оборачивалось вокруг бедер и подпоясывалось при помощи специального шерстяного шнура – гашника. Завязываться юбка могла как на уровне талии, так и выше – под линией груди. Сверху часто надевался фартук.
Основа для понёвы изготавливалась из конопли или крапивы, верхняя часть – из шерсти. Для третьего слоя, являвшего собой подклад, чаще всего использовали холщовую материю.
Как украшались понёвы? Простор для творчества у русских мастериц был весьма широк. Часто подолы украшались разрезами. Швы щедро декорировались вышивкой. Порой рукодельницы расшивали подол тончайшими кружевами и яркой тесьмой. В дело также шли яркие бусы многочисленных оттенков, форм и фактур.
Понёва – не только еще один отрез материи, который можно было обернуть вокруг линии бедра, но и настоящее произведение искусства, рожденное благодаря таланту и фантазии мастериц-рукодельниц, которыми всегда были богаты русские земли
Ольга Пурчинская