Наступила осень, а вместе с нею пришли холодные, промозглые дни. Пронизывающий буквально до костей ветер и сильнейшие ливни приводят к тому, что мы постоянно чувствуем себя замерзшими. А ведь так хочется устроиться на любимом диване около камина, надеть мягкий свитер и теплые носки, завернуться в уютный плед и насладиться особенно желанным вкусом согревающего чая с медом, малиной, лимоном, пряностями и т.д.
К сожалению, такая роскошь, как камин, в городских условиях доступна не всем. Зато согревающая одежда занимает почетное место в гардеробе каждого жителя стран и регионов с суровым, холодным климатом. Многие из нас каждый год приобретают новые фабричные изделия, представленные в изобилии в повсеместно расположенных крупных торговых центрах. Но есть замечательные рукодельницы, которые могут создавать их самостоятельно, главным образом при помощи вязания. Помню, в детстве я заворожено наблюдала, как мелькали спицы (или крючки) в бабушкиных руках, как быстро разматывался и исчезал огромный клубок (или моток) ниток. Всего несколько часов – и из обыкновенной пряжи волшебным образом возникали варежки, носки, шарф или свитер. Как мягко и тепло было в этих вещах! Даже зимой, в самые лютые морозы.
Я хорошо помню свой первый опыт вязания, точнее, попытку познакомиться с петлями и типами вязки. Говорят, этот вид творчества успокаивает, расслабляет, настраивает на миролюбивый, позитивный лад. Моего же терпения хватило лишь на полчаса. С тех пор предпочитаю готовые изделия, как купленные в магазине, так и сделанные на заказ.
В настоящее время я интересуюсь вязанием исключительно как видом искусства. Естественно, теперь не могу обойти стороной его истоки, то, как оно возникло и постепенно вошло в обиход сотен тысяч людей по всему миру.
Для начала давайте разберемся, что же такое вязание? Согласно толковому словарю, это процесс создания одежды, предметов интерьера или полотна из одной или нескольких нитей, одна из разновидностей плетения. Из них делают петли, которые затем соединяются при помощи небольших инструментов (крючок, спица, вилка и т.д.). Может быть как ручным, так и механическим (выполняется на особых вязальных машинах).
Это может показаться невероятным, но первые вязаные изделия можно увидеть увековеченными в произведениях искусства глубокой древности. Например, в североафриканских и ближневосточных странах (в местах обитания коптов) во время раскопок внутри гробниц найдены теплые носки, датированные примерно III – V веками. В заокеанском регионе первые образцы вязания были обнаружены на территории Перу.
Историки и искусствоведы полагают, что техники создания узоров при помощи ниток и крючка появились намного раньше. Согласно гипотезе 1867 года, изложенной Уильямом Фелкином, с вязанием люди были знакомы уже в эпоху Античности – во времена Троянской войны. В качестве доказательства своей теории он приводил пример из «Одиссеи»: Пенелопа распускала на ночь свой головной убор. Для того, чтобы нить не повреждалась и сохранялась как можно дольше, ее нужно было не ткать, а вязать. В результате и сырье изнашивалось медленно, и процесс ежедневного восстановления изделия проходил намного быстрее и проще. А описание этого процесса в бессмертном творении Гомера объясняется особенностями перевода и неграмотными формулировками переписчиков.
На некоторых античных амфорах можно увидеть живописные рисунки, изображающие рабов и пленных, облаченных в узкие, плотно облегающие фигуру одеяния. Это наблюдение позволяет сделать вывод о том, что и древние греки владели технологиями вязания.
Скандинавы в эпоху викингов, похоже, также носили сплетенные при помощи крючков и спиц изделия. Весьма практичный навык, учитывая суровые климатические особенности региона! Здесь широкую популярность приобрела техника, получившая название «вязание иглой». Ее суть заключается в плетении полотна при помощи деревянной или костяной иглы. Процесс этот более длительный и сложный, чем при использовании традиционных материалов. Готовое изделие получалось плотным, его невозможно было распустить, просто потянув за свисающий кончик нити. В северных регионах нашей страны этот метод пользовался популярностью до конца XIX века и назывался «копанье». Археологами обнаружено немало изделий, созданных в этой технике и датированных примерно Х – XI столетиями. Теплые носки, шарфы, варежки, рукавицы и т.д. были обнаружены в землях Великобритании, Норвегии, Финляндии, России и Германии.
В страны Центральной и Южной Европы мода на вязание пришла несколько позже – приблизительно в XIII веке. Так, в усыпальницах не правящих представителей монарших династий были найдены наволочки и перчатки, основой для которых служили тончайшие, но крепкие шелковые нити. Плотность изделий была довольно высокой – порядка двадцати петель на дюйм, что сравнимо с современным трикотажным полотном, созданным механическим способом, т.е. на машине.
В Испании история вязания началась в XVI столетии. Новая тенденция совпала с практически повсеместным распространением чулок и перчаток. Среди придворных франтов и щеголей, богатых и знатных слоев населения хорошим тоном считалось ношение этих предметов гардероба, сплетенных при помощи крючков и ниток.
В это же время в Европе появился первый профсоюз, объединивший и защищавший мастеров-вязальщиков, возник во Франции, в 1527 году. На заседании в Париже была создана специальная Гильдия.
В ХVI веке произошло еще одно важнейшее событие для этого вида творчества: в 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел машину для облегчения и ускорения процесса вязки чулок. Первый агрегат такого рода не получил широкого распространения, поскольку мог работать лишь с толстыми нитями и иглами. Изделия получались жесткими, что было неприемлемо для членов высшего общества.
Время шло, менялись узоры, методы и способы вязки. Неустанный ход творческой мысли позволял внедрять технологии, в значительной степени ускоряющие и облегчающие производство. Постепенно механические способы такого рода плетения развились до серийного производства. Сейчас можно приобрести в магазинах разного ценового порядка, как в дизайнерских бутиках, так и в сегменте масс-маркет, самые разные изделия, от носков, варежек и шарфов до уютных платьев, свитеров и комбинезонов.
Есть люди, которые не просто увлечены вязанием. Это занятие захватывает их полностью, вроде бы, даже успокаивает. Погруженные в творческий процесс, они создают удивительные узоры и орнаменты, становящиеся основой для оригинальных, модных нарядов. А одежда эта будет не только согревать в промозглые осенние дни, но и радовать глаз яркостью красок и эксклюзивностью силуэтов.
Ольга Пурчинская
К сожалению, такая роскошь, как камин, в городских условиях доступна не всем. Зато согревающая одежда занимает почетное место в гардеробе каждого жителя стран и регионов с суровым, холодным климатом. Многие из нас каждый год приобретают новые фабричные изделия, представленные в изобилии в повсеместно расположенных крупных торговых центрах. Но есть замечательные рукодельницы, которые могут создавать их самостоятельно, главным образом при помощи вязания. Помню, в детстве я заворожено наблюдала, как мелькали спицы (или крючки) в бабушкиных руках, как быстро разматывался и исчезал огромный клубок (или моток) ниток. Всего несколько часов – и из обыкновенной пряжи волшебным образом возникали варежки, носки, шарф или свитер. Как мягко и тепло было в этих вещах! Даже зимой, в самые лютые морозы.
Я хорошо помню свой первый опыт вязания, точнее, попытку познакомиться с петлями и типами вязки. Говорят, этот вид творчества успокаивает, расслабляет, настраивает на миролюбивый, позитивный лад. Моего же терпения хватило лишь на полчаса. С тех пор предпочитаю готовые изделия, как купленные в магазине, так и сделанные на заказ.
В настоящее время я интересуюсь вязанием исключительно как видом искусства. Естественно, теперь не могу обойти стороной его истоки, то, как оно возникло и постепенно вошло в обиход сотен тысяч людей по всему миру.
Для начала давайте разберемся, что же такое вязание? Согласно толковому словарю, это процесс создания одежды, предметов интерьера или полотна из одной или нескольких нитей, одна из разновидностей плетения. Из них делают петли, которые затем соединяются при помощи небольших инструментов (крючок, спица, вилка и т.д.). Может быть как ручным, так и механическим (выполняется на особых вязальных машинах).
Это может показаться невероятным, но первые вязаные изделия можно увидеть увековеченными в произведениях искусства глубокой древности. Например, в североафриканских и ближневосточных странах (в местах обитания коптов) во время раскопок внутри гробниц найдены теплые носки, датированные примерно III – V веками. В заокеанском регионе первые образцы вязания были обнаружены на территории Перу.
Историки и искусствоведы полагают, что техники создания узоров при помощи ниток и крючка появились намного раньше. Согласно гипотезе 1867 года, изложенной Уильямом Фелкином, с вязанием люди были знакомы уже в эпоху Античности – во времена Троянской войны. В качестве доказательства своей теории он приводил пример из «Одиссеи»: Пенелопа распускала на ночь свой головной убор. Для того, чтобы нить не повреждалась и сохранялась как можно дольше, ее нужно было не ткать, а вязать. В результате и сырье изнашивалось медленно, и процесс ежедневного восстановления изделия проходил намного быстрее и проще. А описание этого процесса в бессмертном творении Гомера объясняется особенностями перевода и неграмотными формулировками переписчиков.
На некоторых античных амфорах можно увидеть живописные рисунки, изображающие рабов и пленных, облаченных в узкие, плотно облегающие фигуру одеяния. Это наблюдение позволяет сделать вывод о том, что и древние греки владели технологиями вязания.
Скандинавы в эпоху викингов, похоже, также носили сплетенные при помощи крючков и спиц изделия. Весьма практичный навык, учитывая суровые климатические особенности региона! Здесь широкую популярность приобрела техника, получившая название «вязание иглой». Ее суть заключается в плетении полотна при помощи деревянной или костяной иглы. Процесс этот более длительный и сложный, чем при использовании традиционных материалов. Готовое изделие получалось плотным, его невозможно было распустить, просто потянув за свисающий кончик нити. В северных регионах нашей страны этот метод пользовался популярностью до конца XIX века и назывался «копанье». Археологами обнаружено немало изделий, созданных в этой технике и датированных примерно Х – XI столетиями. Теплые носки, шарфы, варежки, рукавицы и т.д. были обнаружены в землях Великобритании, Норвегии, Финляндии, России и Германии.
В страны Центральной и Южной Европы мода на вязание пришла несколько позже – приблизительно в XIII веке. Так, в усыпальницах не правящих представителей монарших династий были найдены наволочки и перчатки, основой для которых служили тончайшие, но крепкие шелковые нити. Плотность изделий была довольно высокой – порядка двадцати петель на дюйм, что сравнимо с современным трикотажным полотном, созданным механическим способом, т.е. на машине.
В Испании история вязания началась в XVI столетии. Новая тенденция совпала с практически повсеместным распространением чулок и перчаток. Среди придворных франтов и щеголей, богатых и знатных слоев населения хорошим тоном считалось ношение этих предметов гардероба, сплетенных при помощи крючков и ниток.
В это же время в Европе появился первый профсоюз, объединивший и защищавший мастеров-вязальщиков, возник во Франции, в 1527 году. На заседании в Париже была создана специальная Гильдия.
В ХVI веке произошло еще одно важнейшее событие для этого вида творчества: в 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел машину для облегчения и ускорения процесса вязки чулок. Первый агрегат такого рода не получил широкого распространения, поскольку мог работать лишь с толстыми нитями и иглами. Изделия получались жесткими, что было неприемлемо для членов высшего общества.
Время шло, менялись узоры, методы и способы вязки. Неустанный ход творческой мысли позволял внедрять технологии, в значительной степени ускоряющие и облегчающие производство. Постепенно механические способы такого рода плетения развились до серийного производства. Сейчас можно приобрести в магазинах разного ценового порядка, как в дизайнерских бутиках, так и в сегменте масс-маркет, самые разные изделия, от носков, варежек и шарфов до уютных платьев, свитеров и комбинезонов.
Есть люди, которые не просто увлечены вязанием. Это занятие захватывает их полностью, вроде бы, даже успокаивает. Погруженные в творческий процесс, они создают удивительные узоры и орнаменты, становящиеся основой для оригинальных, модных нарядов. А одежда эта будет не только согревать в промозглые осенние дни, но и радовать глаз яркостью красок и эксклюзивностью силуэтов.
Ольга Пурчинская