В России технику лэмпворк (lampwork ― букв. с англ. "работа с лампой"), а также полученные таким способом стеклянные изделия, более романтично называют ― «стекло в огне». Подробнее об этом виде искусства журналу "M'ART" рассказала эксперт Алёна Малыгина.
― Алёна, здравствуйте. Насколько я знаю, лэмпворк ― мало того что сложная и кропотливая, но ещё и небезопасная работа. Поделитесь с нами, почему Вы решили попробовать себя именно в этой области?
― Хм... Начнём с того, что я всегда находила себе какие-то увлечения, связанные с хэндмэйдом (чем-то, сделанным своими руками ― прим. автора), Было много всего интересного и увлекательного: бисер, макраме, вязание, рисование, фриволите (техника узелкового плетения). Как-то раз я наткнулась в Интернете на статью, где рассказывалось про волшебство в огне, с множеством фотографий красивых бусин. Я сразу влюбилась и поняла ― это моё! В итоге нашла несколько людей, которые давали индивидуальные уроки, и остановилась на Юле Трубицыной, авторе первой «Настольной книги мастера» на русском языке.
― Раз зашла речь о книге и статьях в Интернете, скажите, нужно ли иметь какое-то специальное образование для работы в этой технике или всему можно научиться самому?
― На мой взгляд, можно научиться и самостоятельно, но во избежание травм лучше хотя бы один урок по азам пройти у профессионала. А книга вовремя не остановит, и вопросы ей не задашь, поэтому урок у мастера бесценен. Своё первое занятие я помню, как будто это было вчера. Страха как такового не было, но, когда работаешь с пламенем, всякое может случиться. Это действительно опасное увлечение, и на четвёртом занятии я уже получила свой первый серьёзный ожог, след от которого остался до сих пор.
― То есть, поговорка «один раз обжёгшись, огня боишься» не про Вас?
― Травмы мастера получают довольно часто, даже профессионалы, никто не застрахован. Можно порезаться о край стекла или получить ожоги. Когда нагреваешь трубочки стекла, надо быть очень аккуратным, так как может отколоться кусочек. Звук поначалу пугает: кажется, что произошёл взрыв, и повсюду разлетаются мелкие осколки. У меня уже было много ожогов: на брови, на шее, на руках, да где только не было!
― Какие меры предосторожности в таком случае следует соблюдать при работе?
― Надевать защитные очки, фартук. Также существуют специальные подставки, которые помогают рукам не уставать.
― Какое вообще оборудование требуется для изготовления подобных изделий? Обязательно ли нужна специальная мастерская или можно ограничиться домашними условиями?
― Чтобы этим заниматься, нужны горелка (они бывают разные, в зависимости от мощности), кислородный концентратор, вентиляция, печь, непосредственно само стекло, мандрелы (специальные спицы), сепаратор (аппарат для разделения продукта на фракции с разными характеристиками ― прим. автора) и, как уже говорилось, защитные очки и фартук ― это необходимый минимум. Всё остальное покупается уже под себя: подставки, прессы, лопатки и т.д.
Что касается занятия лэмпворком в домашних условиях: безусловно, если очень захотеть, можно всё (смеется). Некоторые профессионалы обустраивают мастерские у себя, но чаще всего это люди, живущие в частных домах, а не в квартире. В любом случае, всегда нужно помнить о последствиях, которые могут возникнуть. Во-первых, мы работаем с пропаном, и не каждый обрадуется, узнав, что в соседней квартире есть баллоны с таким газом. Во-вторых, надо тщательно продумать вентиляцию, иначе изготовление таких изделий будет производить много шума. Рабочее место также обшивается металлическими листами. То есть, сделать такую мастерскую, конечно, возможно, но важно, чтоб этим занимались специалисты.
― Каким же из этих путей пошли Вы, чтобы организовать своё рабочее место?
― Моя мастерская оборудована на даче. Специально построили небольшой домик, который полностью отведён под моё творчество.
― Расскажите, пожалуйста, как осуществляется сам процесс создания украшений? Сначала рисуется какой-то эскиз, или всё происходит спонтанно?
― Украшения у меня не очень сложные: и цвета, и форму подбираю и делаю на глаз. Это интересно тем, что при одинаковом наборе стёкол можно получить совершенно разные результаты. Иногда всё происходит спонтанно, а порой смотрю на работы разных мастеров и загораюсь идеей сделать что-то подобное, пробую повторить.
― Есть ли ещё какие-то «подводные камни» в вашей работе? О чём было бы полезно узнать новичкам прежде, чем начать заниматься этим искусством?
― Погружаясь в историю искусства лэмпворк, я узнала много интересного. Когда я пару лет назад начала заниматься подобным творчеством, в России эта техника только начала развиваться, магазин был только один, да и мест для работы мало. Я сразу столкнулась с препятствиями, и заключались они как раз в том, что для работы необходимо было иметь сложное оборудование. Но благодаря моей учительнице площадка для творчества у меня всё же появилась.
― Вы говорите, что искусство лэмпворк в России еще не развито. Много ли в таком случае возможностей для реализации своего творчества?
― Я только начала пробовать себя в качестве продавца, поэтому судить сложно. А вот по общению с мастерами могу сказать, что это пользуется спросом и что у каждого мастера своя аудитория. В большинстве своём это люди из России.
― То есть можно с уверенностью сказать, что аудиторию привлекают украшения из стекла и что это неплохая свободная ниша среди других способов изготовления украшений?
― Да, определённо. Проходит много ярмарок, посвящённых хэндмэйду, где можно встретить мастеров лэмпворка, у их столов всегда много заинтересованных покупателей.
― Что это за ярмарки и можно ли найти изделия в технике лэмпворк где-то ещё?
― Ярмарки такие как: «Другие вещи», «Райские яблоки», «Квартал» и другие. Также есть сайт «Ярмарка мастеров», где представлено множество работ, сделанных своими руками. Часто создаются группы «Вконтакте» или других социальных сетях.
― Алёна, какие Вы видите дальнейшие перспективы развития данной отрасли?
― Как ни странно, но лэмпворк набирает обороты. Это становится популярным среди многих ― как девушек, так и мужчин. Появляется много новых мастеров. В Москву даже приезжают более опытные мастера из других стран, чтобы провести мастер-классы. Так что я думаю, что перспективы колоссальные.
― Вы упомянули мужчин. Неужели их тоже привлекают украшения?
― Есть мастера-мужчины, и их достаточно много, особенно за границей. Если же говорить про покупателей, то украшения бывают разные, в данном случае бусины, и некоторые я бы назвала мужскими. Всё зависит от рисунка на бусине и цветовой гаммы. Можно смело сказать, что на сегодняшний день искусство лэмпворка становится всё более и более востребованным среди довольно разнообразной аудитории.
― Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает пробовать себя в этой технике?
― Сразу вспоминаются слова моей учительницы: «Важно понять, для чего ты это делаешь. Если это хобби ― то очень дорогое, если работа ― надо учиться продавать». И это действительно так, потому что инструменты и само стекло стоят немалых денег, а если нет своей мастерской, то аренда специальных помещений (которых, к слову, становится всё больше и больше) тоже обойдётся недёшево, ведь остановиться потом будет крайне сложно ― уж очень увлекательный процесс!
Ксения Мальцева
фотографии автора
― Алёна, здравствуйте. Насколько я знаю, лэмпворк ― мало того что сложная и кропотливая, но ещё и небезопасная работа. Поделитесь с нами, почему Вы решили попробовать себя именно в этой области?
― Хм... Начнём с того, что я всегда находила себе какие-то увлечения, связанные с хэндмэйдом (чем-то, сделанным своими руками ― прим. автора), Было много всего интересного и увлекательного: бисер, макраме, вязание, рисование, фриволите (техника узелкового плетения). Как-то раз я наткнулась в Интернете на статью, где рассказывалось про волшебство в огне, с множеством фотографий красивых бусин. Я сразу влюбилась и поняла ― это моё! В итоге нашла несколько людей, которые давали индивидуальные уроки, и остановилась на Юле Трубицыной, авторе первой «Настольной книги мастера» на русском языке.
― Раз зашла речь о книге и статьях в Интернете, скажите, нужно ли иметь какое-то специальное образование для работы в этой технике или всему можно научиться самому?
― На мой взгляд, можно научиться и самостоятельно, но во избежание травм лучше хотя бы один урок по азам пройти у профессионала. А книга вовремя не остановит, и вопросы ей не задашь, поэтому урок у мастера бесценен. Своё первое занятие я помню, как будто это было вчера. Страха как такового не было, но, когда работаешь с пламенем, всякое может случиться. Это действительно опасное увлечение, и на четвёртом занятии я уже получила свой первый серьёзный ожог, след от которого остался до сих пор.
― То есть, поговорка «один раз обжёгшись, огня боишься» не про Вас?
― Травмы мастера получают довольно часто, даже профессионалы, никто не застрахован. Можно порезаться о край стекла или получить ожоги. Когда нагреваешь трубочки стекла, надо быть очень аккуратным, так как может отколоться кусочек. Звук поначалу пугает: кажется, что произошёл взрыв, и повсюду разлетаются мелкие осколки. У меня уже было много ожогов: на брови, на шее, на руках, да где только не было!
― Какие меры предосторожности в таком случае следует соблюдать при работе?
― Надевать защитные очки, фартук. Также существуют специальные подставки, которые помогают рукам не уставать.
― Какое вообще оборудование требуется для изготовления подобных изделий? Обязательно ли нужна специальная мастерская или можно ограничиться домашними условиями?
― Чтобы этим заниматься, нужны горелка (они бывают разные, в зависимости от мощности), кислородный концентратор, вентиляция, печь, непосредственно само стекло, мандрелы (специальные спицы), сепаратор (аппарат для разделения продукта на фракции с разными характеристиками ― прим. автора) и, как уже говорилось, защитные очки и фартук ― это необходимый минимум. Всё остальное покупается уже под себя: подставки, прессы, лопатки и т.д.
Что касается занятия лэмпворком в домашних условиях: безусловно, если очень захотеть, можно всё (смеется). Некоторые профессионалы обустраивают мастерские у себя, но чаще всего это люди, живущие в частных домах, а не в квартире. В любом случае, всегда нужно помнить о последствиях, которые могут возникнуть. Во-первых, мы работаем с пропаном, и не каждый обрадуется, узнав, что в соседней квартире есть баллоны с таким газом. Во-вторых, надо тщательно продумать вентиляцию, иначе изготовление таких изделий будет производить много шума. Рабочее место также обшивается металлическими листами. То есть, сделать такую мастерскую, конечно, возможно, но важно, чтоб этим занимались специалисты.
― Каким же из этих путей пошли Вы, чтобы организовать своё рабочее место?
― Моя мастерская оборудована на даче. Специально построили небольшой домик, который полностью отведён под моё творчество.
― Расскажите, пожалуйста, как осуществляется сам процесс создания украшений? Сначала рисуется какой-то эскиз, или всё происходит спонтанно?
― Украшения у меня не очень сложные: и цвета, и форму подбираю и делаю на глаз. Это интересно тем, что при одинаковом наборе стёкол можно получить совершенно разные результаты. Иногда всё происходит спонтанно, а порой смотрю на работы разных мастеров и загораюсь идеей сделать что-то подобное, пробую повторить.
― Есть ли ещё какие-то «подводные камни» в вашей работе? О чём было бы полезно узнать новичкам прежде, чем начать заниматься этим искусством?
― Погружаясь в историю искусства лэмпворк, я узнала много интересного. Когда я пару лет назад начала заниматься подобным творчеством, в России эта техника только начала развиваться, магазин был только один, да и мест для работы мало. Я сразу столкнулась с препятствиями, и заключались они как раз в том, что для работы необходимо было иметь сложное оборудование. Но благодаря моей учительнице площадка для творчества у меня всё же появилась.
― Вы говорите, что искусство лэмпворк в России еще не развито. Много ли в таком случае возможностей для реализации своего творчества?
― Я только начала пробовать себя в качестве продавца, поэтому судить сложно. А вот по общению с мастерами могу сказать, что это пользуется спросом и что у каждого мастера своя аудитория. В большинстве своём это люди из России.
― То есть можно с уверенностью сказать, что аудиторию привлекают украшения из стекла и что это неплохая свободная ниша среди других способов изготовления украшений?
― Да, определённо. Проходит много ярмарок, посвящённых хэндмэйду, где можно встретить мастеров лэмпворка, у их столов всегда много заинтересованных покупателей.
― Что это за ярмарки и можно ли найти изделия в технике лэмпворк где-то ещё?
― Ярмарки такие как: «Другие вещи», «Райские яблоки», «Квартал» и другие. Также есть сайт «Ярмарка мастеров», где представлено множество работ, сделанных своими руками. Часто создаются группы «Вконтакте» или других социальных сетях.
― Алёна, какие Вы видите дальнейшие перспективы развития данной отрасли?
― Как ни странно, но лэмпворк набирает обороты. Это становится популярным среди многих ― как девушек, так и мужчин. Появляется много новых мастеров. В Москву даже приезжают более опытные мастера из других стран, чтобы провести мастер-классы. Так что я думаю, что перспективы колоссальные.
― Вы упомянули мужчин. Неужели их тоже привлекают украшения?
― Есть мастера-мужчины, и их достаточно много, особенно за границей. Если же говорить про покупателей, то украшения бывают разные, в данном случае бусины, и некоторые я бы назвала мужскими. Всё зависит от рисунка на бусине и цветовой гаммы. Можно смело сказать, что на сегодняшний день искусство лэмпворка становится всё более и более востребованным среди довольно разнообразной аудитории.
― Что бы Вы посоветовали тем, кто только начинает пробовать себя в этой технике?
― Сразу вспоминаются слова моей учительницы: «Важно понять, для чего ты это делаешь. Если это хобби ― то очень дорогое, если работа ― надо учиться продавать». И это действительно так, потому что инструменты и само стекло стоят немалых денег, а если нет своей мастерской, то аренда специальных помещений (которых, к слову, становится всё больше и больше) тоже обойдётся недёшево, ведь остановиться потом будет крайне сложно ― уж очень увлекательный процесс!
Ксения Мальцева
фотографии автора