В преддверии Российской недели моды, которая должна состояться чуть более чем через месяц, хотелось бы поговорить о том, что же представляет собой мода в нашей стране.
Для того, чтобы рассуждать об этом, стоить напомнить, что российская мода - достаточно молодое явление и судить строго мы не вправе. Будучи еще недостаточно развитой, возможно даже где-то отстающей российская мода обладает рядом особенностей, отличающих ее от высокой моды Старого Света.
В России от большинства дизайнеров вы услышите о громадном интересе на западе к нашим идеям вообще и к его (ее) идеям в частности, о том, что там все поизносились и только от нас может мессиански придти что-то свежее. При этом далее в разговоре следует противоречащее этому рассуждение о том, что в современной моде маловероятно новаторство и что она прекрасна именно сочетанием цитат из разных эпох и стилей.
Обилие параллельно проходящих мероприятий тоже нельзя обойти стороной. В столицах мировой моды, таких как Милан, Лондон и Нью-Йорк, такой, на мой взгляд, казус также присутствует. Но там есть разделение на самое главное событие, в котором участвуют ведущие дома мод, и несколько менее важных, содержание которых составляют в основном молодые, начинающие либо просто андеграундные дизайнеры. У нас же иногда совпадают по времени Российская неделя моды и Неделя моды в Москве, и все, начиная от журналистов, анонсирующих оба события, заканчивая самими дизайнерами, разрываются между этими двумя мероприятиями.
Однако мода в России, как явление, не стоит на месте. Если сравнить показы той же самой Московской недели моды пару лет назад с теми, что проходят сейчас, становятся очевидными успехи российской моды на пути ее развития. Например, это повышение качества коллекций, развитие собственной производственной базы, переход от обслуживания элитарных клиентов к производству готовой одежды и сотрудничество с брендами масс-маркета.
Однако для того, чтобы Россия, "Москва", стала вровень с модными столицами еще очень далеко. В этом нужно отдавать себе отчет и не обольщаться первыми успехами. Хотя предпосылки для этого есть. К ним относятся:
- наличие собственного людского и творческого потенциала;
- наличие потенциально огромного рынка со специфическими особенностями и вкусами потребителей.
- в целом большая "зацикленность" россиян на моде, чем жителей стран Запада;
- перелом в сознании от скепсиса в отношении российских дизайнеров к их постепенному приятию;
- повышающееся внимание к российской моде со стороны СМИ;
- сохраняющееся тяготение к Москве модельеров из стран СНГ и Балтии, что видно по участию в прошедших неделях моды дизайнеров из Литвы, Грузии, Украины;
- наконец, "имперские амбиции" играть самостоятельную роль в мировой моде.
В общем, российской моде предстоит большой путь. В целом, она движется в правильном направлении, хотя недостатки молодого института неизбежны, но молодость - "тот недостаток, который проходит со временем". Надеюсь, что Россия пройдет этот период быстро.
Для того, чтобы рассуждать об этом, стоить напомнить, что российская мода - достаточно молодое явление и судить строго мы не вправе. Будучи еще недостаточно развитой, возможно даже где-то отстающей российская мода обладает рядом особенностей, отличающих ее от высокой моды Старого Света.
В России от большинства дизайнеров вы услышите о громадном интересе на западе к нашим идеям вообще и к его (ее) идеям в частности, о том, что там все поизносились и только от нас может мессиански придти что-то свежее. При этом далее в разговоре следует противоречащее этому рассуждение о том, что в современной моде маловероятно новаторство и что она прекрасна именно сочетанием цитат из разных эпох и стилей.
Обилие параллельно проходящих мероприятий тоже нельзя обойти стороной. В столицах мировой моды, таких как Милан, Лондон и Нью-Йорк, такой, на мой взгляд, казус также присутствует. Но там есть разделение на самое главное событие, в котором участвуют ведущие дома мод, и несколько менее важных, содержание которых составляют в основном молодые, начинающие либо просто андеграундные дизайнеры. У нас же иногда совпадают по времени Российская неделя моды и Неделя моды в Москве, и все, начиная от журналистов, анонсирующих оба события, заканчивая самими дизайнерами, разрываются между этими двумя мероприятиями.
Однако мода в России, как явление, не стоит на месте. Если сравнить показы той же самой Московской недели моды пару лет назад с теми, что проходят сейчас, становятся очевидными успехи российской моды на пути ее развития. Например, это повышение качества коллекций, развитие собственной производственной базы, переход от обслуживания элитарных клиентов к производству готовой одежды и сотрудничество с брендами масс-маркета.
Однако для того, чтобы Россия, "Москва", стала вровень с модными столицами еще очень далеко. В этом нужно отдавать себе отчет и не обольщаться первыми успехами. Хотя предпосылки для этого есть. К ним относятся:
- наличие собственного людского и творческого потенциала;
- наличие потенциально огромного рынка со специфическими особенностями и вкусами потребителей.
- в целом большая "зацикленность" россиян на моде, чем жителей стран Запада;
- перелом в сознании от скепсиса в отношении российских дизайнеров к их постепенному приятию;
- повышающееся внимание к российской моде со стороны СМИ;
- сохраняющееся тяготение к Москве модельеров из стран СНГ и Балтии, что видно по участию в прошедших неделях моды дизайнеров из Литвы, Грузии, Украины;
- наконец, "имперские амбиции" играть самостоятельную роль в мировой моде.
В общем, российской моде предстоит большой путь. В целом, она движется в правильном направлении, хотя недостатки молодого института неизбежны, но молодость - "тот недостаток, который проходит со временем". Надеюсь, что Россия пройдет этот период быстро.
Бону Юсупова