Мы живем в век концептуального искусства. Хорошо это или плохо – каждый ценитель Прекрасного определит для себя сам. Для реализации проекта любого вида и рода необходимо грамотно сформулировать его цель и идею. Тогда автор сможет четко осознать, что именно он хочет сделать, как, для кого и/или для чего.
В театральном мире мы, к сожалению, наблюдаем несколько иную картину. Особенно тяжелый отпечаток это накладывает на музыкальные спектакли, в частности, на оперу. Режиссеры зачастую придумывают некую (по своему четкому убеждению, как минимум гениальную и достойную того, чтобы о ней узнал весь мир) идею, порой развивающуюся в собственной Вселенной, никак не пересекаясь с основной фабулой, заложенной много лет назад профессиональными драматургами или авторами либретто. В результате мы смотрим постановку, где действия, мысли, поступки и мотивы персонажей не увязываются друг с другом. Вместо грамотно сотканного сюжетного полотна на наших глазах происходит нечто, напоминающее несколько клипов, абсолютно не связанных друг с другом.
Понять и оценить драматический спектакль такого типа – задача из разряда невыполнимых, тем более, что некоторые постановочные решения придают действу, по меньшей мере, неприличный оттенок. Мизансцены эротического или порнографического характера, нецензурная лексика, странные костюмы и непонятная сценография, убивающая первоначальный замысел автора литературного материала – вот далеко не полный список «подарков» популярных современных режиссеров.
В музыкальном театре печальная картина предстает в несколько более радужном виде: даже самые странные, неприятные и непонятные «заморочки» постановщиков в значительной степени смягчает Ее Величество Музыка. Потрясающие оркестровки и певцы-виртуозы – блестящие мастера вокала и актерской игры – могут примирить с излишне вычурной, псевдо оригинальной режиссурой.
Изобразительное искусство в век концепций – тема для особенно долгих, горячих, эмоциональных дискуссий. Знаменитые инсталляции, составляющие современные экспозиции в выставочных центрах, по большей части не имеют ничего общего с Прекрасным (во всяком случае, с классическим представлением об этой обширной эстетической категории).
Этот свой рассказ мне бы хотелось посвятить моде – эффектному сочетанию роскоши и простоты, изысков и доступности, стабильности и переменчивости, индивидуальности и массовости, декаданса и возрождения. В настоящее время в России существует немало самородков, неограненных алмазов, обладающих свежим мышлением, оригинальными взглядами, тонким, безупречным вкусом и безотказным чувством стиля. Безусловно, одаренной молодежи необходима помощь. Прежде всего, нужно получить образование, которое позволит четко и грамотно формулировать, а затем реализовывать самые смелые свои идеи, творческие мечты, планы и фантазии. Если гений-самоучка следует скорее интуиции, то истинный профессионал будет делать все, опираясь не только на свои чувства, но и на внушительный багаж знаний.
Концептуальное мышление в мире моды, на мой взгляд, совершенно необходимо. Создавая очередную коллекцию одежды, дизайнер должен, прежде всего, четко определиться, что именно он хочет сказать своим очередным творением. Грамотно прописанная идея при детальном изучении новых изделий Маэстро должна прочитываться сразу, без чтения пресс-релизов. Идеальными мне представляются случаи, когда все замыслы кутюрье без особого труда угадываются прямо на показе.
За годы соприкосновения с отечественной fashion-индустрией мне довелось побывать на многочисленных показах - от камерных дефиле в уютных шоу-румах до грандиозных шоу в рамках трех крупных московских Недель Моды. Каких только дизайнеров не было на этих мероприятиях! Каких только коллекций не было представлено – и мужских, и женских, и детских, и так далее. Интереснее всего были именно те проекты, где для понимания замысла автора достаточно было внимательно смотреть на подиум.
Всегда неизгладимое впечатление производят показы мэтра отечественной моды, легендарного «Красного Диора», бессменного главы Дома Моды Slava Zaitsev – Маэстро Вячеслава Зайцева. Его коллекции – торжество Роскоши, Стиля и Красоты. Каждое шоу состоит из нескольких капсул, где обязательно присутствуют классические костюмы для мужчин и женщин, уютные пальто, оригинальные головные уборы, нарядные коктейльные и роскошные вечерние наряды. Отдельного разговора всегда заслуживает образ, ставящий восклицательный знак в дефиле – свадебное платье. За годы таких элементов гардероба (как базовых, так и сезонных) перед моими глазами прошло немало.
Каждая новая коллекция Дома Slava Zaitsev – эффектное сочетание современных модных веяний и классическому качеству. Верность традициям, приверженность формам, сложный крой, богатейшая цветовая палитра, драгоценные материалы со всего мира, - вот далеко не полный список элементов, составляющих авторский почерк Вячеслава Зайцева.
Имперская роскошь, золото, драгоценные отделки, потрясающие вышивки – символы яркой, многоликой, многонациональной страны, родины пытливых умов и блестящих талантов. Россия – великая страна, чья безграничная сила и могущество заключены в Личностях и в Народе. Все это я читаю всякий раз, посещая показы великого мастера.
Очень интересны плоды творчества Валентина Юдашкина - еще одного мэтра отечественной моды, главы Дома Моды Valentin Yudashkin. Каждая коллекция этого талантливого художника погружает нас в мир, вдохновивший его на создание очередного кутюрного шедевра. Особенно интересны его творения класса Haute Couture.
Коллекции Маэстро будоражат воображение роскошными материалами, драпировками, декоративными элементами. Нежные цветы и вышивка ручной работы, элегантные силуэты и сложный крой, подчеркивающий красоту, гибкость, изящество и хрупкость женской фигуры, делают эти наряды желанными элементами гардероба самых взыскательных модниц.
Героини показов Валентина Юдашкина, кажется, величественно и грациозно спускаются на подиум со страниц знаменитых литературных произведений или с парадных семейных портретов реальных монарших персон. Каждое шоу превращается в спектакль, любой участник которого будет узнан, стоит бросить на него беглый взгляд.
Очень тщательно, с учетом мелочей и нюансов, выверены коллекции российского дизайнера Наташи Дригант (бренд NATASHA DRIGANT), известной своей верностью концептуальному искусству. Четкость линий, геометрия форм, лаконичность образов, сложность кроя и обилие оригинальных деталей – это лишь некоторые особенности изделий талантливого дизайнера.
Здесь вы не встретите одежду, созданную на любую фигуру: размерный ряд весьма ограничен. Для настоящего художника нет ничего дороже и важнее красоты, грации и изящества.
Говоря об оригинальных деталях, я не могу обойтись без ярких примеров. Несколько лет назад Наташа Дригант создала коллекцию, где каждый наряд, будь то платье-футляр, юбка или что-то еще, был декорирован элементами классического мужского костюма. Платье, на которое нашиты фрагменты смокинга, манишки и бабочки, не требуют дополнительных украшений, зато девушку, отдавшую ему предпочтение, будут вспоминать долго гости любого элегантного приема, ценящие элегантность и стиль.
Не менее интересна коллекция «2000ватник/2000’s watt-nick» - особый взгляд талантливого художника на, казалось бы, не слишком привлекательный элемент гардероба. Ватники от NATASHA DRIGANT разнообразны по цвету, длине и фактуре. Оказывается, эти изделия могут быть женственными и аккуратными. А уж как греют! Зимой нынешнего года такая одежда москвичкам явно была бы полезна!
Примеров удачного «попадания» в концепцию среди представителей современной отечественной модной индустрии существует немало. Отдельно мне бы хотелось упомянуть еще одну группу модельеров. Речь идет о художниках – мастерах театрального костюма. Безусловно, их авторские идеи зачастую претерпевают некоторое количество коррективов, связанных с замыслами режиссера, бюджетом постановки и некоторыми другими факторами. Тем не менее, творческий полет фантазии дизайнера – очень интересное явление, говорить о котором можно очень долго, с чувством, с толком, с расстановкой.
Прежде всего, не могу не вспомнить спектакль, переворачивающий мысли и чувства зрителей любого возраста на 180 градусов – об опере М.С.Вайнберга «Пассажирка», недавней премьере театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Персонажи этой постановки – узники одной из самых страшных за всю историю человечества тюрем, концлагеря в Освенциме, а также их мучители и палачи. Спустя 15 лет после окончания Второй Мировой войны на роскошном корабле, путешествующем из Европы в Америку, встречаются две пассажирки, одна из которых бывшая пленница, вторая – надзирательница. Все, что мы видим дальше – горькие воспоминания.
Художник по костюмам Игорь Чапурин создал три мини-коллекции для спектакля:
1. Робы узников концлагеря. Конечно, все мы видели страшные кадры исторических хроник, так что имеем представление о том, во что были одеты многочисленные пленники, враги политического режима, представители нескольких стран. Мрачные полосатые одеяния дизайнер разбавил разряжающими обстановку элементами: например, у девушек форма представляет собой стильный костюм «в полоску», комплект юбка + балахон; всемирно известный музыкант под рубахой носит элегантный жилет, и так далее.
2. Форменная одежда офицеров СС и надзирательниц Освенцима. Эта капсула представляет собой оригинальную авторскую вариацию на тему знаменитых костюмов, созданных в конце 1930-х годов дизайнерами бренда Hugo Boss. Острые углы здесь несколько смягчены. Идеальные пропорции сохранены, но обрели более изящные очертания.
3. Наряды пассажиров лайнера, следующего из Европы в Америку. Военные годы остались позади, на смену гнетущему ужасу, страху и боли пришло вальяжное спокойствие. Это отразилось и на внешнем виде людей. Кавалеры здесь одеты в элегантные костюмы, дамы – в изысканные платья популярного в 1960-м году силуэта new-look.
Мысли по поводу идеи Игоря Чапурина начали вырисовываться в моей голове уже в театральном зале. Чуть позже прочитала его интервью, подтвердившее догадку. Делая такие оригинальные костюмы узникам, дизайнер сознательно отошел от образов людей, потерявших человеческий облик. Свою цель художник озвучил так: «Мне было важно создать костюмы, подчеркивающие, что души новоприбывших еще могут сопротивляться». Блестящая работа! Браво!
Концептуальны и оригинальны костюмы, созданные Жаном-Полем Готье (Jean-Paul Gautier) для французского мюзикла «Cindy». Модная одежда в стиле «рок» максимально эффектно отражает идею спектакля – сказочную историю любви юной провинциалки и суперзвезды мировой сцены, голосистого красавца, никогда раньше не перечившего своему импресарио и всю свою жизнь представлявшего как проявление виртуальной реальности.
Концептуальная составляющая – элемент, без которого современное искусство представить себе практически невозможно. Хорошо это или плохо? Не знаю, как в других видах Прекрасного, а в моде она необходима! Главное – талант художников должен быть подкреплен профессионализмом поддерживающей его бренд или Дом Моды огромной команды.
Ольга Пурчинская
В театральном мире мы, к сожалению, наблюдаем несколько иную картину. Особенно тяжелый отпечаток это накладывает на музыкальные спектакли, в частности, на оперу. Режиссеры зачастую придумывают некую (по своему четкому убеждению, как минимум гениальную и достойную того, чтобы о ней узнал весь мир) идею, порой развивающуюся в собственной Вселенной, никак не пересекаясь с основной фабулой, заложенной много лет назад профессиональными драматургами или авторами либретто. В результате мы смотрим постановку, где действия, мысли, поступки и мотивы персонажей не увязываются друг с другом. Вместо грамотно сотканного сюжетного полотна на наших глазах происходит нечто, напоминающее несколько клипов, абсолютно не связанных друг с другом.
Понять и оценить драматический спектакль такого типа – задача из разряда невыполнимых, тем более, что некоторые постановочные решения придают действу, по меньшей мере, неприличный оттенок. Мизансцены эротического или порнографического характера, нецензурная лексика, странные костюмы и непонятная сценография, убивающая первоначальный замысел автора литературного материала – вот далеко не полный список «подарков» популярных современных режиссеров.
В музыкальном театре печальная картина предстает в несколько более радужном виде: даже самые странные, неприятные и непонятные «заморочки» постановщиков в значительной степени смягчает Ее Величество Музыка. Потрясающие оркестровки и певцы-виртуозы – блестящие мастера вокала и актерской игры – могут примирить с излишне вычурной, псевдо оригинальной режиссурой.
Изобразительное искусство в век концепций – тема для особенно долгих, горячих, эмоциональных дискуссий. Знаменитые инсталляции, составляющие современные экспозиции в выставочных центрах, по большей части не имеют ничего общего с Прекрасным (во всяком случае, с классическим представлением об этой обширной эстетической категории).
Этот свой рассказ мне бы хотелось посвятить моде – эффектному сочетанию роскоши и простоты, изысков и доступности, стабильности и переменчивости, индивидуальности и массовости, декаданса и возрождения. В настоящее время в России существует немало самородков, неограненных алмазов, обладающих свежим мышлением, оригинальными взглядами, тонким, безупречным вкусом и безотказным чувством стиля. Безусловно, одаренной молодежи необходима помощь. Прежде всего, нужно получить образование, которое позволит четко и грамотно формулировать, а затем реализовывать самые смелые свои идеи, творческие мечты, планы и фантазии. Если гений-самоучка следует скорее интуиции, то истинный профессионал будет делать все, опираясь не только на свои чувства, но и на внушительный багаж знаний.
Концептуальное мышление в мире моды, на мой взгляд, совершенно необходимо. Создавая очередную коллекцию одежды, дизайнер должен, прежде всего, четко определиться, что именно он хочет сказать своим очередным творением. Грамотно прописанная идея при детальном изучении новых изделий Маэстро должна прочитываться сразу, без чтения пресс-релизов. Идеальными мне представляются случаи, когда все замыслы кутюрье без особого труда угадываются прямо на показе.
За годы соприкосновения с отечественной fashion-индустрией мне довелось побывать на многочисленных показах - от камерных дефиле в уютных шоу-румах до грандиозных шоу в рамках трех крупных московских Недель Моды. Каких только дизайнеров не было на этих мероприятиях! Каких только коллекций не было представлено – и мужских, и женских, и детских, и так далее. Интереснее всего были именно те проекты, где для понимания замысла автора достаточно было внимательно смотреть на подиум.
Всегда неизгладимое впечатление производят показы мэтра отечественной моды, легендарного «Красного Диора», бессменного главы Дома Моды Slava Zaitsev – Маэстро Вячеслава Зайцева. Его коллекции – торжество Роскоши, Стиля и Красоты. Каждое шоу состоит из нескольких капсул, где обязательно присутствуют классические костюмы для мужчин и женщин, уютные пальто, оригинальные головные уборы, нарядные коктейльные и роскошные вечерние наряды. Отдельного разговора всегда заслуживает образ, ставящий восклицательный знак в дефиле – свадебное платье. За годы таких элементов гардероба (как базовых, так и сезонных) перед моими глазами прошло немало.
Каждая новая коллекция Дома Slava Zaitsev – эффектное сочетание современных модных веяний и классическому качеству. Верность традициям, приверженность формам, сложный крой, богатейшая цветовая палитра, драгоценные материалы со всего мира, - вот далеко не полный список элементов, составляющих авторский почерк Вячеслава Зайцева.
Имперская роскошь, золото, драгоценные отделки, потрясающие вышивки – символы яркой, многоликой, многонациональной страны, родины пытливых умов и блестящих талантов. Россия – великая страна, чья безграничная сила и могущество заключены в Личностях и в Народе. Все это я читаю всякий раз, посещая показы великого мастера.
Очень интересны плоды творчества Валентина Юдашкина - еще одного мэтра отечественной моды, главы Дома Моды Valentin Yudashkin. Каждая коллекция этого талантливого художника погружает нас в мир, вдохновивший его на создание очередного кутюрного шедевра. Особенно интересны его творения класса Haute Couture.
Коллекции Маэстро будоражат воображение роскошными материалами, драпировками, декоративными элементами. Нежные цветы и вышивка ручной работы, элегантные силуэты и сложный крой, подчеркивающий красоту, гибкость, изящество и хрупкость женской фигуры, делают эти наряды желанными элементами гардероба самых взыскательных модниц.
Героини показов Валентина Юдашкина, кажется, величественно и грациозно спускаются на подиум со страниц знаменитых литературных произведений или с парадных семейных портретов реальных монарших персон. Каждое шоу превращается в спектакль, любой участник которого будет узнан, стоит бросить на него беглый взгляд.
Очень тщательно, с учетом мелочей и нюансов, выверены коллекции российского дизайнера Наташи Дригант (бренд NATASHA DRIGANT), известной своей верностью концептуальному искусству. Четкость линий, геометрия форм, лаконичность образов, сложность кроя и обилие оригинальных деталей – это лишь некоторые особенности изделий талантливого дизайнера.
Здесь вы не встретите одежду, созданную на любую фигуру: размерный ряд весьма ограничен. Для настоящего художника нет ничего дороже и важнее красоты, грации и изящества.
Говоря об оригинальных деталях, я не могу обойтись без ярких примеров. Несколько лет назад Наташа Дригант создала коллекцию, где каждый наряд, будь то платье-футляр, юбка или что-то еще, был декорирован элементами классического мужского костюма. Платье, на которое нашиты фрагменты смокинга, манишки и бабочки, не требуют дополнительных украшений, зато девушку, отдавшую ему предпочтение, будут вспоминать долго гости любого элегантного приема, ценящие элегантность и стиль.
Не менее интересна коллекция «2000ватник/2000’s watt-nick» - особый взгляд талантливого художника на, казалось бы, не слишком привлекательный элемент гардероба. Ватники от NATASHA DRIGANT разнообразны по цвету, длине и фактуре. Оказывается, эти изделия могут быть женственными и аккуратными. А уж как греют! Зимой нынешнего года такая одежда москвичкам явно была бы полезна!
Примеров удачного «попадания» в концепцию среди представителей современной отечественной модной индустрии существует немало. Отдельно мне бы хотелось упомянуть еще одну группу модельеров. Речь идет о художниках – мастерах театрального костюма. Безусловно, их авторские идеи зачастую претерпевают некоторое количество коррективов, связанных с замыслами режиссера, бюджетом постановки и некоторыми другими факторами. Тем не менее, творческий полет фантазии дизайнера – очень интересное явление, говорить о котором можно очень долго, с чувством, с толком, с расстановкой.
Прежде всего, не могу не вспомнить спектакль, переворачивающий мысли и чувства зрителей любого возраста на 180 градусов – об опере М.С.Вайнберга «Пассажирка», недавней премьере театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Персонажи этой постановки – узники одной из самых страшных за всю историю человечества тюрем, концлагеря в Освенциме, а также их мучители и палачи. Спустя 15 лет после окончания Второй Мировой войны на роскошном корабле, путешествующем из Европы в Америку, встречаются две пассажирки, одна из которых бывшая пленница, вторая – надзирательница. Все, что мы видим дальше – горькие воспоминания.
Художник по костюмам Игорь Чапурин создал три мини-коллекции для спектакля:
1. Робы узников концлагеря. Конечно, все мы видели страшные кадры исторических хроник, так что имеем представление о том, во что были одеты многочисленные пленники, враги политического режима, представители нескольких стран. Мрачные полосатые одеяния дизайнер разбавил разряжающими обстановку элементами: например, у девушек форма представляет собой стильный костюм «в полоску», комплект юбка + балахон; всемирно известный музыкант под рубахой носит элегантный жилет, и так далее.
2. Форменная одежда офицеров СС и надзирательниц Освенцима. Эта капсула представляет собой оригинальную авторскую вариацию на тему знаменитых костюмов, созданных в конце 1930-х годов дизайнерами бренда Hugo Boss. Острые углы здесь несколько смягчены. Идеальные пропорции сохранены, но обрели более изящные очертания.
3. Наряды пассажиров лайнера, следующего из Европы в Америку. Военные годы остались позади, на смену гнетущему ужасу, страху и боли пришло вальяжное спокойствие. Это отразилось и на внешнем виде людей. Кавалеры здесь одеты в элегантные костюмы, дамы – в изысканные платья популярного в 1960-м году силуэта new-look.
Мысли по поводу идеи Игоря Чапурина начали вырисовываться в моей голове уже в театральном зале. Чуть позже прочитала его интервью, подтвердившее догадку. Делая такие оригинальные костюмы узникам, дизайнер сознательно отошел от образов людей, потерявших человеческий облик. Свою цель художник озвучил так: «Мне было важно создать костюмы, подчеркивающие, что души новоприбывших еще могут сопротивляться». Блестящая работа! Браво!
Концептуальны и оригинальны костюмы, созданные Жаном-Полем Готье (Jean-Paul Gautier) для французского мюзикла «Cindy». Модная одежда в стиле «рок» максимально эффектно отражает идею спектакля – сказочную историю любви юной провинциалки и суперзвезды мировой сцены, голосистого красавца, никогда раньше не перечившего своему импресарио и всю свою жизнь представлявшего как проявление виртуальной реальности.
Концептуальная составляющая – элемент, без которого современное искусство представить себе практически невозможно. Хорошо это или плохо? Не знаю, как в других видах Прекрасного, а в моде она необходима! Главное – талант художников должен быть подкреплен профессионализмом поддерживающей его бренд или Дом Моды огромной команды.
Ольга Пурчинская