» События » Смерть императора Атлантиды на сцене "Геликон-Оперы"

 
 
 

Смерть императора Атлантиды на сцене "Геликон-Оперы"

Автор: Марина Айриянц от 3-05-2024, 15:39, посмотрело: 57

10-12 мая 2024 года в Белоколонном зале княгини Шаховской Московского музыкального театра «Геликон-Опера» под руководством Дмитрия Бертмана впервые в России проходит премьера камерной оперы Виктора Ульмана (1898-1944) на либретто Франца Петера Кина «Император Атлантиды, или Неповиновение смерти». 7 мая постановка была представлена журналистам.

Режиссер-постановщик: Вадим Летунов.
Дирижер-постановщик: Елена Сосульникова.
Художник-постановщик: Ростислав Протасов.
Художник по костюмам: Ростислав Протасов.
Художник по гриму: Наталья Блинкова.
Художник по свету: Владислав Александров.
Хореография: Ксения Лисанская.

В ролях:
Император: Михаил Никаноров (лауреат Международных конкурсов, баритон);
Смерть: Александр Киселев (Заслуженный артист России, бас);
Арлекин: Виталий Фомин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Девушка: Александра Соколова (лауреат Международных конкурсов, сопрано);
Солдат: Сергей Абабкин (лауреат Международных конкурсов, тенор);
Барабанщик: Юлия Никанорова (лауреат Международных конкурсов, меццо-сопрано);
Громкоговоритель: Николай Пацюк.

Соло в оркестре:
Татьяна Гониашвили (флейта);
Валерий Калашников (гобой);
Анна Дырул (кларнет);
Филипп Чумаев (альт-саксофон);
Андрей Иков (Заслуженный артист России, труба);
Семен Табачников (малый барабан);
Александр Майоров (скрипка);
Соломея Протопопова (альт);
Татьяна Оробинская (Заслуженная артистка России, виолончель);
Дарья Ракитянская (фортепиано);
Иван Кожевников (фисгармония/клавесин).

Время действия: неизвестно.
Место действия: «на границе между миром живых, которые не могут больше смеяться, и мертвых, разучившихся плакать, в мире, который больше не умеет радоваться жизни и умирать своей смертью» (так его обозначил Громкоговоритель в Прологе).
Жанр оперы: сатирическая трагедия или сатирическая философская притча (на мой взгляд).

Император решил уничтожить все живое на земле, Указом назначив себе в союзники Смерть. Войну «всех против всех» он придумал себе как последнее развлечение, но все пошло не по его плану. Смерть, скитающаяся по свету с Арлекином, услышав Указ Императора, оглашенный Барабанщиком, была возмущена дерзостью владыки и отказалась выполнять свои функции.

Император понимает, что его план всеобщего уничтожения не сработал и объявляет, что нашел формулу бессмертия.
Что же происходит? Убитые в сражениях и истощенные болезнями не могут умереть. Так, например, Солдат и Девушка, непримиримые враги, смертельно ранят друг друга, но остаются в живых. Отсутствие смерти как будто заставило их перевернуть собственные представления о жизни, удалило ненависть из их сердец, вселило любовь в их души.

Но люди не могут жить вечно, возможно, из-за отсутствия страха смерти они поднимают мятеж. Император в отчаянии, он понимает, что проиграл и просит Смерть вернуться к людям, а сам уходит из жизни.

Музыка Виктора Ульмана настолько ярко и выразительно обрамляет действие, показывает характер каждого персонажа, помогает понять его внутренний мир, что невольно чувствуешь сопричастность к действию, а камерный Белоколонный зал княгини Шаховской с особым образом расположенными зрительскими местами усиливает это чувство.

Опера была написана в гетто Терезиенштадт, куда композитора депортировали в 1942 году, а всего через два года Ульман с семьей был отправлен в Освенцим, где погиб в газовой камере. Это произведение чудом сохранилось в то страшное время – его спас выживший библиотекарь гетто.

Вадим Летунов, режиссер-постановщик:

«Музыка Ульмана, созданная им в концентрационном лагере Терезиенштадт, обладала такой эмоциональной силой, что я не мог устоять перед тем, чтобы поставить эту оперу.
«Император Атлантиды» напоминает нам о темных сторонах человеческой природы и призывает к сочувствию и солидарности со всеми, кто сталкивается с насилием и несправедливостью, при этом наполняет нас верой в любовь и победу добра над злом
».

Елена Сосульникова, дирижер-постановщик:

«Изначально опера была написана для ансамбля из 14 человек, поскольку она создавалась в концлагере и предполагала инструменты, которые были доступны для использования. Нечасто встретишь в оркестровой музыке банджо, гитару, саксофон, а к партии фортепиано добавлены клавесин и фисгармония. Интересно, что у Ульмана инструменты становятся персонажами оперы, каждый выступает альтер-эго конкретного героя. Император – это гобой, Смерть – фортепиано, Громкоговоритель – труба, Барабанщица – малый барабан, Солдат – клавесин, а начинается опера с пролога, где Громкоговоритель представляет всех героев оперы, и во время этого представления звучит лейтмотив каждого».

Опера «Император Атлантиды» будет интересна и знатокам этого музыкального жанра, и неофитам. Сейчас она актуальна не менее, чем в то время, когда была написана. Музыкальный материал понравится даже тем, кто не любит оперу, а драматизм и прекрасная актерская выразительность солистов не оставит равнодушными всех любителей театра.

Марина Айриянц

Фотографии автора

Страница спектакля на официальном сайте Театра

Категория: События